25.12.2006  Перспективы молодежного франчайзинга в России: вопрос остается открытым

   22 декабря в ТПП РФ состоялся круглый стол на тему "Франчайзинг. Новый вектор развития в молодежном предпринимательтве", организованный подкомитетом по франчайзингу Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ.
   Председатель подкомитета, генеральный директор ООО "Правовой Сервис "ФАРН", директор Школы профессионального франчайзинга Инга Рыкова выделила главную черту сегодняшнего состояния экономики - структурное изменение в сторону образования сетей. В процессе "сетизации" рынка, по ее мнению, существуют три пути: формирование агентской сети, образование сети представительств и собственно франчайзинг, то есть поручение использования своего товарного знака, объединяющего в себе и товар, и форму его продажи, зачастую вплоть до мелочей, принятых у франчайзора.
   Инга Рыкова обозначила и альтернативы молодого специалиста в условиях сегодняшней экономической ситуации, а именно: работа и карьера на госслужбе, создание собственного предприятия и вступление в одну из существующих сетей.
   Директор по региональному развитию и франчайзингу компании Brothers & Company Ltd. (Сбарро) Марк Векслер считает франчайзинг прежде всего успешной бизнес-моделью, дающей перспективу профессионального роста, неким образовательным бизнес-институтом, готовящим кадры для самостоятельной работы. Молодой человек, прошедший школу франчайзинга, по мнению Марка Векслера, вырабатывает в себе прежде всего механизм оценки, начинает не только понимать, выгодно ли складывать средства в тот или ной проект, какова минимальная отдача, но и нести ответственность за вложенные средства.
   Генеральный директор ЗАО "Примекс" Юрий Рябичев, имеющий значительный опыт внедрения франчайзинговых схем в своей клининговой компании, заявил, что франчайзинг и есть «бизнес для молодых», и вложение в любую отлаженную франчайзинговую схему в пять раз выгоднее вложений в нулевой бизнес-цикл. По его данным, в среднем самостоятельный стартап работает год или два до смены направления, а франчайзинговый – 8-10 лет как минимум. Юрий Рябичев рассказал, что франчайзинговый пакет «Примекса» начал формироваться в Высшей школе экономики с отбора в Центре корпоративного предпринимательства инициативных студентов, планировавших создать собственное предприятие по окончании учебы. На сегодня ЗАО «Примекс» располагает тридцатью франчайзи в регионах России, начальные вложения в каждое предприятие не превышают $15-20 тыс., в среднем вложения окупаются за 2-3 месяца, сообщил Юрий Рябичев.
   Директор Департамента группы компаний «Спортмастер», занимающей «20% цивилизованного рынка спортивных товаров в Европе» Сергей Агибалов рассказал о франчайзинговом опыте компании, продиктованном наметившимся оттоком покупателей с вещевых оптовых рынков. В связи с обозначившийся тенденцией «Спортмастер» создал брэнд «Спортландия», объединяющий более 40 известных производителей спортивных товаров и продающийся за первоначальную плату в $100.
   Требования к будущему франчайзи таковы: $150 тыс. необходимого начального капитала на первые полгода работы с учетом капиталовложений, закупки товаров на сезон, оплаты труда и рекламы «без рекламного пая и роялти». Располагая сегодня ста магазинами «Спортмастер» и семьюдесятью магазинами Columbia, к 2010 году «Спортмастер» рассчитывает иметь 900 магазинов. Опыт свидетельствует о том, что чистый доход за первый год каждого магазина превышает $60 тыс., а на втором году примерно утраивается.
   При выборе франчайзи на место будущего магазина выезжают сотрудники “Спортмастера” и осматривают помещение. Франчайзи предоставляются рекомендации по размещению в зале касс, служб, товарных рядов и пр. За все время работы ни один партнер не отказался от франчайзинга и ни один магазин не был закрыт, сказал Сергей Агибалов.
   Круглый стол завершил заместитель директора Школы профессионального франчайзинга Николай Казаков. Он рассказал о работе школы, помогающей молодому предпринимателю найти верные ориентиры в бизнес-среде, узнать о новых бизнес-технологиях и не повторять хотя бы тех ошибок, которые уже были совершены до него. Школа, по словам Николая Казакова, проводит консультации и экспертизы франчайзинговых пакетов, устраивает выездные семинары и круглые столы в регионах.
   “Малый бизнес не может существовать без квалифицированных кадров, – считает Н.Казаков. – “Но для их эффективного внедрения в бизнес-среду требуется тесное взаимодействие и взаимопонимание с властными структурами”.
   На вопрос, в каких изданиях можно узнать больше о франчайзинге, поступивший от молодых предпринимателей, Инга Рыкова ответила, что профессиональной, а равно и популярной литературы по франчайзингу чрезвычайно мало, потому что франчайзинг не имеет достаточной базы для обобщения опыта. Она считает, что без создания доступной интернет-базы франчайзоров и франчайзи развитие этого направления в России будет, несомненно, затруднено.
   Молодые предприниматели попросили совета, как поступать в том случае, если налоговая схема, по которой они работают, является нелегальной.
   Собравшиеся представители бизнеса и власти, после некоторой паузы, призвали молодых гостей круглого стола “работать честно” и предложили им сменить род деятельности, на что молодые предприниматели ответили отказом.
   Внимание собравшихся было еще раз обращено на то обстоятельство, что юридических компаний, составляющих «внятные франчайзинговые договоры», в стране практически нет.
   ИА "Альянс Медиа"