28.12.2006  Россияне по-прежнему верят цене, а не имени

   Нынче в моде брендинг, ведь бренд – это звучит гордо. Еще лучше, если к гордому слову можно добавить приставку "номер один", ну хотя бы на год. Звание "Бренд года", например, для этих целей вполне подойдет. Стать "Компанией года" или "Народной маркой" тоже неплохо. По крайней мере, все эти конкурсы сегодня пользуются большой популярностью у российских производителей товаров и услуг.
   Причем заявки они зачастую подают везде, стремясь собрать как можно больше соответствующих наград, дабы потом разместить их на видных местах своих рекламных материалов, в рамках на стенах офиса. Можно даже в телевизионном ролике упомянуть "золото в таком-то году – раз, и в таком-то – два". Конец года – традиционное время сбора подобного урожая. Но дают ли все эти "медальки" реальный эффект с точки зрения увеличения продаж и восприятия марки ее конечными потребителями?
   "Специально мы этот вопрос никогда не изучали, но победители таких конкурсов уверяют, что наличие подобных значков влияет на предпочтения покупателей. И компании размещают их с удовольствием, стараясь выделиться и подчеркнуть, что среди прочих равных товаров или услуг эта была за что-то отмечена", – рассказывает Мария Хохлова, президент Международной академии бренда, которая проводила конкурс "Бренд года" до перепродажи прав на него компании РБК. Правда, по мнению эксперта, многое в данном вопросе зависит и от того, насколько известен конкретный значок и какие ассоциации он вызывает в голове потребителя.
   Между тем, по данным ВЦИОМ, для российского покупателя торговая марка пока что вообще не является приоритетным фактором при выборе того или иного товара. В первую очередь жители нашей страны по-прежнему руководствуются ценой продукции. Затем смотрят на производителя. И лишь на третьем месте стоит бренд.
   Тем не менее независимая экспертиза обычно повышает доверие к продукту, полагает заместитель руководителя управления исследований для бизнеса ВЦИОМ Гузелия Имаева. "Скорее всего, когда потребитель видит, что марка была признана, и неоднократно, на различных конкурсах и соревнованиях, уровень доверия может быть выше. Но с другой стороны, это палка о двух концах. При слишком активной эксплуатации таких знаков могут, наоборот, возникнуть сомнения, поскольку подробностей о том, как проводятся все эти конкурсы, люди не знают, а в рекламе ссылка на признание продукта профессионалами используется слишком часто", – говорит она. Конкурсам следует больше рекламировать самих себя, чтобы потребители понимали механизмы присвоения тех или иных наград и доверяли им, отмечает эксперт.
   "О конкурсе лучше всего говорят его победители, – возражает Мария Хохлова. – Главное, чтобы они были действительно лучшими в своем деле. И тогда на него просто работает время. Если значок конкурса постоянно стоит на BMW или Hennessy, вы будете ему доверять, даже не пытаясь разобраться в том, какая методика оценки применяется. Вы автоматически будете транслировать качество BMW и Hennessy на остальные товары, помеченные этим знаком".
   Как бы то ни было, компании явно готовы тратить деньги, силы и время на попытки приобретения вожделенных знаков отличия.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру"