29.01.2007 М.Вышегородцев: накануне выборов депутаты Госдумы начинают любить бизнес Михаил Вышегородцев, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства столицы, в интервью журналу «Московский бухгалтер» рассказал о планах на 2007 год в отношении малого бизнеса. В.: Каких коренных изменений следует ожидать столичным организациям в этом году? О.: Я бы не назвал этот год временем кардинальных перемен для бизнеса независимо от того, малый он или большой, потому что 2007 - год выборов в Госдуму, а 2008 - выборов президента. Думаю, что бизнес как минимум пару лет будет стабилен. То же самое могу сказать об устойчивости законодательства, о которой фирмы так просят государственные власти. Традиционно в год выборов в Госдуму депутаты начинают любить бизнес, массово принимать законодательные инициативы по поводу его поддержки. В.: Какие конкретно инициативы вы имеете в виду? О.: Например, предложения председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского по поводу приватизации имущества, арендованного малыми предприятиями. Это, с моей точки зрения, есть не что иное, как инициатива по началу любви к бизнесу со стороны законодателей. Это не есть плохо, я абсолютно поддерживаю такие решения. Они призваны устранить административные барьеры и снизить налоговое бремя. Именно эти вопросы бизнес ставит сегодня перед властью. В.: Предусмотрены ли в этом году какие-либо программы, нацеленные на помощь фирмам? О.: Да, мы приняли летом прошлого года Комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 годы. Она утверждена постановлением правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП. Этот год будет выстроен под реализацию пунктов программы. Она достаточно объемная, более того, увязана по мероприятиям и деньгам, которые выделяет город на ее реализацию. Программа содержит много новаций, которых не было в предыдущих программах. В.: Например? О.: Я говорю о содействии кредитованию организаций - это одна из главных новаций. Мы создали Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Он начал работать еще в прошлом году, и под его залог предприятия имеют возможность получить кредит в коммерческом банке, даже не имея собственного ликвидного залога при получении кредита. Фонд выступает как бы гарантом возврата. Кроме того, сегодня действует Московский венчурный фонд. Его объем составляет 800 млн рублей. Фирмы вправе подать заявку на финансирование из этого фонда под собственные проекты, которые ориентированы на инновации. В.: Как в столице обстоят дела с помещениями для организаций? О.: Это следующий большой блок новшеств - строительство нежилых помещений силами самого бизнеса. На будущие три года заявлен 1 млн квадратных метров. Сегодня эта работа разворачивается самым активным образом, уже есть конкретные наметки на конкурс по отбору совместных долевых строителей-соинвесторов. Первый адрес - Юго-западный административный округ, а дальше строительство разрастется как снежный ком. Кроме этого, мы в прошлом году заложили капсулу в основание городского технопарка Нагатино-ЗИЛ. Это еще 1 млн квадратных метров, первая очередь городского технопарка будет введена в эксплуатацию в 2008 году. Мы рассчитываем, что первые корпуса этого технопарка - их пять - примут малый бизнес уже скоро. Нужно сделать эту территорию комфортной для тех людей, которые будут там работать: проложить дороги, коммуникации, построить выход из метрополитена, благоустроить. В.: Что еще ожидает столичных предпринимателей? О.: Безусловно, не будут оставлены и другие аспекты: подготовка кадров для малого бизнеса, преодоление административных барьеров, внесение законодательных инициатив и разработка нормативно-правовых актов. Мы продолжим организацию выставочно-ярмарочной деятельности и межрегиональные связи Москвы с другими городами и зарубежными странами. В частности, планируем вывозить товары столичных производителей на международные и региональные рынки, оказывать помощь бизнесу в сертификации своей продукции: товаров, работ и услуг. Вся эта деятельность ведется в рамках подготовки России к вступлению в ВТО. Она идет на опережение, чтобы, когда час X наступит, малый бизнес не был застигнут врасплох. В этих же целях мы ищем партнеров для малого бизнеса (субконтрактация, создание кластерных структур). Когда небольшие фирмы вместе с крупными "якорными" компаниями имеют заказы на большой объем работ, то загружают свои производственные мощности на выпуск продукции. Тем более 2007 год объявлен Годом ребенка. Мы ожидаем, что столичные организации серьезно займутся и будут заняты выпуском товаров и услуг для детей - молодых москвичей. Отмечу, что все позиции и задачи комплексной программы не придуманы нами. Они идут от потребности со стороны бизнеса. В.: Какие-нибудь новые налоговые льготы будут приняты в этом году? О.: Это вопрос не к московским, а скорее к федеральным властям, поскольку именно Госдума принимает изменения в налоговое законодательство. По поводу региональных льгот мы считаем, что нужно еще посмотреть, как поведет себя Закон г. Москвы от 9 ноября 2005 г. N 54 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента", и уже по итогам этого анализа вносить изменения и дополнения в федеральное законодательство. Я думаю, что полгода нам хватит для того, чтобы отследить, как предприниматели переходят на уплату налога по патенту, поэтому вполне допускаю, что в осеннюю сессию 2007 года будут внесены законодательные инициативы, касающиеся налогообложения. В.: Каких результатов удалось достичь? О.: К сожалению, прошло уже больше года с момента принятия закона, а количество московских предпринимателей, перешедших на эту систему, пока невелико. Конечно, это связано с некоторыми ограничениями. Например, тем, кто собирается перейти на упрощенку, нельзя иметь наемную рабочую силу. С одной стороны, мы довольны, что в Москве действует упрощенная система учета и отчетности. Она серьезно облегчила налогообложение для малого бизнеса. С другой стороны, нас пока не очень устраивает тот объем средств, который максимально пределен для перехода на УСН. Сегодня организация вправе перейти на упрощенку, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, ее доходы не превысили 15 млн рублей (п. 2 ст. 346.12НК). Несмотря на то, что лимит варьируется коэффициентом-дефлятором, его величина ничтожна мала. В свое время мы подавали заявки на то, чтобы увеличить предел до 60 млн рублей. К сожалению, Госдума посчитала, что менять для всей страны порог перехода неправильно. Может быть, для небольшого региона этого и достаточно, но для Москвы это, конечно, маловато. Поэтому бизнесу приходится делиться, какие-то виды услуг переводить на упрощенку, какие-то оставлять на обычном режиме. Из-за этого нас интересуют уже не столько ставки налога, сколько административные барьеры. В.: Каким образом вы с ними боретесь? О.: Это глобальная проблема, которая сегодня должна быть рассмотрена на уровне Госдумы. Безусловно, если в Москве мы упорядочили работу местных проверяющих организаций, то в столице существует еще огромное количество федеральных служб, имеющих право на проведение проверок. Это прежде всего милиция, пожарные, санэпидемстанции, которые не подчиняются городским властям. Предприятия сильно недовольны проводимыми проверками. Приходят обращения, когда налоговые инспекторы приостанавливают деятельность хозяйствующих субъектов. Это, конечно, вносит серьезные проблемы в деятельность организаций. Мы будем стремиться к тому, чтобы вместе с общественными организациями и теми, кто озабочен административными барьерами, обсуждать эти темы и пытаться находить решения. В.: Куда обращаться организациям, столкнувшимся с произволом? О.: Если предприятие встретилось с подобным, надо обратиться в Территориальный центр поддержки предпринимательства. Такой есть в каждом административном округе. В них работают квалифицированные специалисты, которые могут оказать первую скорую юридическую помощь. Что касается более углубленной поддержки, то существует система ТАРПов, имеющая базу профессионалов в тех или иных вопросах юридической практики. ТАРПы оказывают услуги по предоставлению почтовых адресов, юридической, правовой, консалтинговой и рекламной поддержки. Правда, новых адресов ТАРПы пока больше не предоставляют, но та база, которая есть, будет вестись по-прежнему. Мы согласовали эти вопросы с УФНС и нашли понимание со стороны налоговиков. В.: Уже не раз в столице говорили о введении в Москве ЕНВД на розничную торговлю. Как обстоят дела на этом фронте? О.: Да, единый налог на вмененный доход будоражил нас уже не раз. Даже законы мы пытались принимать. Но, проанализировав ситуацию, городские власти пришли к выводу, что коэффициент К2, который берется при расчете налога, не дает городу таких доходов, какие московские предприниматели платят при обычном режиме налогообложения. Действительность не позволяет нам допустить уменьшения налоговых поступлений в бюджет. Наши инициативы по введению новых коэффициентов не были поддержаны Госдумой, поэтому эту тему мы отложили. ЕНВД в столице действует только для рекламной деятельности (закон от 24 ноября 2004 г. N 75). В.: В Москве уже не первый год идет кампания по ликвидации палаток и ларьков на городских улицах? Когда предприниматели окончательно с ними распростятся? О.: Эта работа будет продолжена, она идет полным ходом и постоянно совершенствуется, утверждаются места размещения нестационарных объектов розничной торговли. Периодически объявляются конкурсы на строительство стационарных объектов, особенно в центре города. Например, на открытие магазинов «шаговой доступности». Многие владельцы тонаров сегодня как делают? Им не разрешили торговать, они перевезли его в другое место и там работают. Им совсем необязательно оформлять какие-то земельные правоотношения. Таких в Москве сегодня предостаточно. Что касается стационарных объектов, то фирмы, которые перешли на взаимоотношения собственника, уже более серьезно ведут бухгалтерию, им есть что терять, потому что любые нарушения могут повлиять на наличие их собственности. Поэтому они платят все налоги, вовремя составляют и сдают отчетность. Это уже предприятия среднего класса, мы заинтересованы в том, чтобы их стало больше. Потому что это стабильность города, общества, государства. В результате к концу года палаток на улицах поубавится. В.: Прошлый год охарактеризовался борьбой с фирмами-"однодневками" и "серыми" зарплатами. Чего ждать фирмам в этом году? О.: Эта деятельность продолжится. Кроме того, я думаю, она будет более активна в плане информированности москвичей. Например, им объяснят, что, получая зарплату «в конверте», они сами себя обкрадывают в части пенсионного обеспечения. Будет проведена и работа с организациями. Я бы не сказал - с угрозами, но с разъяснением того, что есть карающее законодательство за неуплату налогов. В качестве меры - уголовная ответственность (ст. 199 УК). Разъяснения станут более резкими. Если на рынке труда существует определенный уровень зарплат, ниже которого подобные предприятия не смогут привлечь сотрудников (отраслевой уровень), то он должен быть принят для всех фирм. Этому содействует трехстороннее соглашение профсоюзов, работодателей и городской администрации на 2007 год. За компаниями следят и налоговые органы. Мы тоже активно включились в эту работу. В частности, выплата субвенций и субсидий предприятию происходит только тогда, когда известно, что оно достойно платит своим работникам. Никогда фирма не получит поддержки, если в своих документах и в заявке показала нам, что ее специалисты получают по 800 рублей. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Московский бухгалтер" |