01.02.2007  Использование методов коучинга помогает достичь успеха в бизнесе

   1 февраля в Москве прошла Первая конференция «Кадры решают всё-2007», организованная департаментом делового и профессионального обучения Центра маркетинга и развития предприятий при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
   На открытии конференции выступил консультант, тренер по работе с персоналом, преподаватель курса MBA «Управление человеческими ресурсами» в Высшей коммерческой школе менеджмента Борис Крылов. Он рассказал участникам конференции о понятии "коучинга" (англ. coaching, от сущ. coach - "повозка, экипаж" и глаг. to coach - "тянуть за собой"). Современному руководителю и специалисту по кадрам, по его мнению, следует руководствоваться некоторыми постулатами коучинга.
   «Сотрудник будущего – это творческая личность, наделенная двумя основными качествами: любопытством и фантазией. – считает Крылов. – Бизнес же можно отождествить с гонками, где лидирует тот, кто наиболее изобретателен, то есть лучше других использует творческую составляющую работы, тот, кто непохож на других. И руководителю следует отдавать себе отчет в том, как он руководит своими работниками. Габриэль Гарсия Маркес недавно сказал: «Человек имеет право смотреть свысока на другого человека только для того, чтобы помочь ему подняться». Стиль руководства, при котором используется «кнут», непродуктивен. Страх сужает сознание работника, лишает его творчества».
   Понятие executive (исполнитель) постепенно уходит из бизнеса, констатировал Крылов, а понятие MBA – Master of Business Administration (бизнес-администрирование) вскоре будет заменено понятием MBL, Master of Business Leadership (бизнес-лидерство).
   Философия коучинга, по словам Крылова, исключает «кнут» и «пряник» в руководстве персоналом, как исключает и всякую оценку работника как личности. Оценка дается только результату работы, что «положительно мотивирует» сотрудника. Акцента никогда не делается на промахах или ошибках, можно лишь напомнить работнику, что у него «остались возможности, которые он не использует».
   Коучинг делит рабочий процесс на четыре этапа – целеполагания, руководства и подддержки, подведения итогов и вознаграждения, и в рамках корпоративной этики на всех этапах публичная критика сотрудника исключается. Руководитель опирается на людей, и, следовательно, не может «сам рыть себе яму», восстанавливая публичной критикой против себя коллектив.
   Коучинг последовательно определяет цель, препятствия на пути ее достижения и методы преодоления препятствий, признавая обучение действием на основе гуманистической психологии и взаимном доверии руководителя и работника.
   Методы коучинга используют знания о самом работнике, его способностях и возможностях, но также и понятия об эффективности методов руководства. Например, обучение несложным навыкам гораздо эффективнее проводить в несколько приемов, чем за одно интенсивное занятие, при котором не происходит эффективного закрепления навыков.
   Используя около двадцати "инструментов" работы с персоналом, можно позитивно настроить своих работников для достижения поставленных целей, резюмировал Крылов.
   ИА "Альянс Медиа"