01.02.2007 Без бизнеса высокопропрофессиональных стандартов в образовании не получится Сегодня, 1 февраля, в Министерстве образования и науки РФ обсуждался вопрос разработки и утверждения новых государственных образовательных стандартов третьего поколения. Кроме того, большое внимание было уделено возможности поэтапного перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования, а также утверждению проектов макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и примерного перечня специальностей и направлений подготовки. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что при разработке концепции и проекта новых образовательных стандартов необходимо принимать системные решения в связи с новым пониманием образовательного стандарта и четко формулировать требования к тем знаниям, умениям и навыкам, которые будут вырабатываться в вузах. По его словам, этот вопрос не раз обсуждался, и «все признают, что система образования должна сильно меняться», так как современное качество образования не устраивает «ни тех, кто учит, ни тех, кто потом получает готового специалиста». Нелли Родина, заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ отметила, что вопрос соответствия образовательных стандартов современным требованиям обсуждается на самом высоком государственном уровне, и комплекс мероприятий по разработке образовательных стандартов является приоритетным направлением в рамках национального проекта «Образование». По ее словам, сегодня в России сложилась двухуровневая система высшего профессионального образования, состоящая из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования со сроком обучения 5 лет, и ступенчатая, обеспечивающая реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям высшего профобразования. Она отметила, что несмотря на сложности практического признания степени бакалавра рынком труда, которое выражается прежде всего в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, объемы подготовки бакалавров остаются достаточно стабильными, и динамика лицензирования программ бакалавриата нарастает, в то время как динамика лицензирования программ по специальностям снижается. В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности. Таким образом, можно сделать вывод, что системой высшего профессионального образования пройден этап апробации уровневой системы подготовки кадров, считает она. В целях дальнейшего совершенствования высшего профессионального образования Министерством образования разработан законопроект, который после согласования с федеральными органами исполнительной власти повторно внесен в Правительство Российской Федерации в декабре 2006 года. Этим законопроектом бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. По словам Н.Родиной, сейчас невыгодно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Сейчас Министерство образования и науки РФ, разрабатывая профессиональные стандарты третьего поколения, внесло в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда). Прошло первое чтение этого законопроекта, разрабатывается также ряд других нормативных документов. Министерство развивает сотрудничество государственных организаций с объединениями работодателей и ведет ряд проектов работодателей и академического сообщества по совместной разработке проектов ФГОС ВПО. Кроме того, в целях обобщения результатов работы по госстандартам третьего поколения департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования создана рабочая группа, в работе которой принимают участие специалисты среднего профессионального образования и ведущие эксперты в системе образования. На данный момент сформирован проект макета ФГОС ВПО и проект примерного перечня направлений подготовки и специальностей. В ходе заседания Федор Прокопов, директор департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП, назвал положительной тенденцию взаимодействия научных кругов и бизнес-сообщества по вопросу выработки единых стандартов ФГОС ВПО третьего поколения. По его мнению, сегодня большая часть работодателей не готова участвовать в разработке стандартов, а научное сообщество не вполне понимает потребности бизнеса. «Без бизнеса и работодателей высокопропрофессиональных стандартов не получится», - настаивает он. По убеждению Ф.Прокопова, лишь к 2012 году можно будет говорить о том, что совокупность профессиональных стандартов, охватывающая 70-75% областей профессиональной деятельности, будет выработана в едином ключе. Сегодняшний же проект макета ФГОС ВПО является достижением начального этапа. «Работодателя интересует результат процесса обучения», – заключил он. Проект макета ФГОС ВПО был утвержден сегодня на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ с учетом некоторых замечаний и доработок. Также решено, что перечень направлений подготовки и специальностей будет формироваться после экспертизы и утверждения ФГОС ВПО. ИА "Альянс Медиа" |