06.02.2007  Москва: молодежное предпринимательство столицы доказало свою эффективность

   О работе Московского городского центра инноваций и высоких технологий на открывшемся в Москве VII Международном салоне инноваций и инвестиций рассказал корреспонденту ИА «Альянс Медиа» директор центра Анатолий Витер.
   Центр, по его словам, реализует одно из приоритетных направлений Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства Москвы, а именно - развитие предпринимательства в молодежной среде (согласно п. 2.5.1 программы).
   За год работы Московскому городскому центру инноваций и инвестиций удалось реализовать оба этапа программы – вовлечение в предпринимательство молодежи и обеспечение реализации молодежного творческого потенциала в малом бизнесе столицы. Процесс, по словам директора центра, «отрабатывался на нескольких целевых группах» – учащихся московских колледжей и школ, студентах столичных вузов, работающей молодежи, желающей заниматься бизнесом.
   Основным партнером центра выступал городской факультатив «Гражданская смена», работающий по трем направлениям – кадровый резерв (программа «дублеров»), социальные программы (организация мероприятий в студенческой среде) и «бизнес-цикл», где и происходил отбор участников совместной программы. В ней приняли участие десятки столичных вузов, несколько тысяч молодых людей.
   Всего, по словам А.Витера, подготовлено к реализации 150 проектов, по которым состоялись консультации с участием специалистов из бизнес-среды. Они рассказывали ребятам, как производить товары, как и кому продавать их, откуда взять деньги, как организовать офис и т.п. Консультанты-"наставники" преследовали в работе и свои цели: кто-то хотел создать фирмы-филиалы с участием инициативной молодежи, а кто-то - почерпнуть из общения с молодыми людьми свежие бизнес-идеи.
   Из 150 проектов больше тридцати стали партнерскими проектами с уже существующими фирмами, около десяти – собственно «молодежными проектами», где весь бизнес-цикл был разработан «с нуля». Высокотехнологические проекты, по замечанию А.Витера, зачастую оказываются для молодежи слишком трудными в части самостоятельного выхода на чрезвычайно конкурентный рынок, зато проекты управляющих компаний в ЖКХ (ТСЖ), в области малой энергетики и инфокомммуникаций являются, исходя из набранного опыта, вполне результативными, в том числе и в плане доходности. Организованные молодыми специалистами бюро переводов, кадровые агентства, малые компании, занимающиеся снабжением офисов и общежитий горячей пищей, более мобильны, чем конкуренты, организованы по эффективным схемам и зачастую выигрывают соревнование у более крупных компаний с развитыми бизнес-стратегиями, считает А.Витер. В молодежном предпринимательстве охотно приняли участие студенты таких "самодостаточных" вузов, как МГИМО и Финансовая академия. Это означает, по словам А.Витера, что молодые люди не склонны «доверяться гарантированному будущему», а активно стараются использовать собственный бизнес-опыт, чтобы "поскорее встать на ноги" и не зависеть от возможных прихотей будущего работодателя.
   Большая часть молодежных проектов сегодня непосредственно касается сферы услуг. Сорок из них «вышли на старт», и при этом никакой финансовой господдержки им еще не оказывалось, подчеркнул А.Витер.
   Интересными и высокодоходными, заметил он, оказались проекты по художественной доработке джинсов с ориентацией на индивидуальный пошив одежды, дающие, по выражению А.Витера, «новое дыхание сворачивающейся год от года отечественной легкой промышленности». Уже сейчас в активе центра есть аналогичные проекты в обувной отрасли, действуют малые молодежные производства по пошиву штор, в которых дизайн будущего продукта сначала разрабатывается с помощью специально разработанной и чрезвычайно простой компьютерной программы. Перспективной с точки зрения бизнеса оказалась технология вытяжки кожи: молодежное малое предприятие, освоившее ее, успешно переходит в область производства корпоративных сувениров на заказ.
   Центром инноваций и инвестиций достигнут серьезный прогресс по количеству подготовленных молодежных проектов и созданных «с нуля» молодежных фирм, а также по количеству созданных рабочих мест.
   Молодежь, резюмировал А.Витер, оказалась «серьезной социальной базой для развития малого бизнеса» и не только в столице.