06.02.2007  Без участия бизнеса в реформе техрегулирования промышленность ждет коллапс

   Реформа техрегулирования в России проводится уже более трех лет, однако за это время не принято ни одного технического регламента. Промышленность же не стремится принимать активного участия в процессе подготовки регламентов и стандартов, так как по-прежнему продолжает работать по старым нормам. Введение же новых техрегламентов в виде ФЗ вполне может привести к коллапсу промышленности, в связи с этим предпринимательское сообщество обязано принять самое активное участие в подготовке техрегламентов. Такие выводы были сделаны в понедельник, 5 февраля, в ходе работы круглого стола на тему «Кризис реформы технического регулирования: предложения бизнес-сообщества по выходу из сложившейся ситуации». Он состоялся в пресс-центре РИА «Новости», его организатором выступил Российский союз промышленников и предпринимателей.
   Открывая заседание, заместитель руководителя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов напомнил, что в течение 3,5 лет в России действует закон о техническом регулировании, однако за это время не принято ни одного технического регламента в качестве федерального закона. При этом практика реализации закона значительно отличается от европейской и в целом международной практики, причем в худшую сторону. А.Лоцманов отметил, что за все время действия закона в правительство неоднократно поступали предложения по его корректировке: только в 2005 году от различных министерств и ведомств в Правительство РФ поступило более 300 предложений. Тем не менее до сих пор в этот закон не внесено ни одной поправки. В связи с этим Ростехрегулирование совместно с РСПП сформулировали свои предложения по внесению изменений в закон о техническом регулировании, которые поддержаны администрацией президента, аппаратом правительства и переданы в Госдуму.
   Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин в ходе своего выступления подчеркнул, что необходимость корректировки закона о техрегулировании назрела уже давно, этот документ содержит ряд ошибочных и неточных норм. В то же время Г.Элькин оценил закон в целом положительно, так как он явился основой реформирования российской системы технического регулирования в соответствии с потребностями промышленности при вхождении страны в мировое торговое сообщество. В то же время глава Ростехрегулирования признал существенные минусы данного закона, который предполагал реформировать систему технического регулирования путем полной отмены прежних норм и замены их новыми, которые к тому моменту еще не были разработаны. Причем сделать это планировалось в очень сжатые сроки. «Но нельзя забывать о преемственности норм, а у нас был применен революционный подход», - подчеркнул Г.Элькин.
   В своем выступлении он затронул ряд дискуссионных вопросов и представил свою позицию по каждому из них. Так, глава Ростехрегулирования сообщил, что по новому закону технические регламенты могут приниматься как Госдумой в форме федеральных законов, так и правительством в форме постановлений. Кроме того, он отметил, что обвинения Ростехрегулирования в том, что оно стремится сузить сферу технического регулирования, правомерны лишь в том плане, что сфера действия технических регламентов сужается до области, определенной ВТО. То есть технические регламенты разрабатываются для самой продукции, а также для процессов производства, связанных с требованиями безопасности. «А мы сегодня хотим подменить техническими регламентами все законодательство», - заметил Г.Элькин.
   В связи с этим он считает необходимым провести полную ревизию всех создающихся сейчас технических регламентов: возможно, часть из них потребует корректировки, некоторые должны быть приняты в качестве федеральных законов, другие же вообще должны «оказаться в корзине». По мнению Г.Элькина, около 20-30% создаваемых сегодня техрегламентов не имеют никакого отношения к техрегулированию. Кроме того, он полагает, что из госбюджета должно финансироваться создание только тех технических регламентов, в которых не заинтересован бизнес.
   Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль согласился с тем, что часть техрегламентов должна быть утверждена в форме федеральных законов, причем это должны быть общие регламенты, в то время как специальные следует утверждать в форме постановлений правительства. Благодаря этому, пояснил он, специальные регламенты в связи с появлением новых технологий производства будет легче корректировать.
   Г.Шмаль также перечислил ряд недостатков российской реформы техрегулирования. Так, по его мнению, в создающихся регламентах слишком много «регулирующих моментов». Кроме того, изначальной целью реформы была гармонизация российской системы технического регулирования с международной, однако в результате, напротив, произошел разрыв между этими системами: «Наша система техрегулирования получилась очень громоздкой, мы заморозили всю стандартизацию», - считает президент союза.
   В связи с этим Г.Шмаль уверен, что поправки в закон о техрегулировании, которые предлагает Ростехрегулирование, должны быть приняты в ближайшее время.
   Подводя итог обсуждению, А.Лоцманов отметил, что на сегодняшний день российская промышленность не очень активно включилась в реформирование системы техрегулирования. Он объяснил сложившуюся ситуацию тем, что пока предприятия продолжают работать по старым нормам и еще не столкнулись с кризисом, который, несомненно, последует за введением первого же техрегламента. «Если хотя бы один техрегламент в виде федерального закона дойдет до промышленности, произойдет коллапс, по сравнению с которым монетизация льгот – это игрушки», - заявил он. В связи с этим сегодня чрезвычайно важно донести до промышленности важность реформы техрегулирования: предприятия должны включиться в процесс создания национальных стандартов и технических регламентов, уверен А.Лоцманов.
   ИА "Альянс Медиа"