14.02.2007  Республика Бурятия: курс на поступательное кластерное развитие

   Во вторник, 13 февраля, в Министерстве регионального развития Российской Федерации прошло заседание, на котором обсуждалась стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года. Эксперты и представители МРР дали высокую оценку представленному документу. Главная ставка в стратегии сделана на кластерное развитие. В отличие от многих субъектов РФ, в Бурятии отказались от идеи «развивать все и сразу», и предпочли иной путь – постепенного развития кластеров.
   Представляя стратегию, первый заместитель председателя правительства Республики Бурятия Иннокентий Егоров сообщил, что за последние 6 лет республика демонстрирует устойчивый рост экономического развития: рост ВРП составил 40%, рост промышленности – 1,6%, сельского хозяйства – 8%, инвестиции возросли в 1,6 раза. Оборот розничной торговли увеличился в два раза, объем услуг – в 1,7 раза. В 2006 году рост ВРП составил 6,8%, промышленности – 8,2%, инвестиций - 7%. Реальные денежные доходы выросли на 7,8%.
   И. Егоров отметил, что основные проблемы региона связаны с особым режимом хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории. Рост экологических затрат приводит к сокращению финансового потенциала предприятий. В свою очередь, сокращение инвестиционно-финансовых ресурсов лишает экономику республики возможности преодоления признаков отсталости - дотационности. Разработчики попытались найти выход из "байкальской проблемы", используя туристический потенциал территории.
   К сильным сторонам региона И. Егоров отнес: высокий транзитный потенциал; близость к быстроразвивающимся странам АТР; высокий экологический потенциал территории; значительные объемы природных ресурсов. Слабыми сторонами остаются: неразвитость логистики в Улан-Удэ; экологические ограничения, влияющие на экономику Бурятии; низкая плотность транспортной сети; сходство потенциальных преимуществ с соседними субъектами РФ – Читинской и Иркутской областями.
   В стратегии подробно проведен анализ угроз и возможностей региона. К угрозам отнесены: последствия вступления России в ВТО; опережающая модернизация транспортных коридоров на юге, в обход российских границ; конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства; дальнейший отток инвестиций в сырьевые отрасли республики; принятие на федеральном уровне норм без учета экономических интересов Республики Бурятии.
   При этом развитию региона способствуют следующие возможности: экономический рост и политическая стабильность в России; совместные инфраструктурные проекты с Монголией и Китаем; развитие сотрудничества в рамках СФО и в Прибайкальском регионе; развитие энергосберегающих и альтернативных технологий; новый план СЭР Дальнего Востока и Забайкалья.
   К проблемам стратегического развития региона И. Егоров отнес: отсутствие ярко выраженной экономической специализации региона; устаревший технологический уклад; высокие энерготарифы и неразвитость местной инфраструктуры; низкую инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность; выраженный дисбаланс по плотности населения и качеству жизни; влияние «байкальского фактора».
   К приоритетам регионального развития отнесены: инновационная политика; политика выравнивания пространственных дисбалансов и качества жизни населения; развитие инвестиционного потенциала; эффективная промышленная политика; культурная политика.
   За счет этих приоритетов в регионе будет проводиться кластерная политика. Кластерное управление стратегическим процессом будет проводиться в три этапа: в 2007-2011 гг. будут сформированы агропищевой, туристический и строительный кластеры, в 2012-2017 гг. - транспортно-логистический, лесопромышленный, горнодобывающий, в 2018-2025 гг. - машиностроительный и инновационный.
   Как пояснил И. Егоров, кластерное развитие будет проводиться при активном использовании региональных программ и таких федеральных механизмов регионального развития, как новый план социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья; режим туристско-рекреационной ОЭЗ и инвестиционный фонд.
   Среди ожидаемых результатов за счет реализации стратегии за 2008-2027 гг. названы: рост ВРП - в 5,2 раза; промышленного производства – в 4,6 раза; сельского хозяйства – в 2,5 раза; инвестиций в основной капитал – в 8 раз; внешнеторгового оборота – в 3,6 раза; розничной торговли – в 5,6 раза; реальных денежных доходов – в 4,3 раза. При этом произойдет снижение уровня бедности до 8% и уровня общей безработицы - на 5,2%.
   Основные положения стратегии не вызвали вопросов взыскательных участников совещания. Замечания носили скорее рекомендательный характер. Например, заместитель директора Международного центра развития регионов Олег Столяров рекомендовал для более успешного перехода на кластерное развитие более подробно прописать механизм организации мелких товарных производителей. «Это серьезная проблема для кластера в сфере АПК, но не менее важно учесть ее при создании горнодобывающих и других производственных кластеров. Оптимальный выход - в создании крупных коопераций», - отметил эксперт.
   Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов выразил сомнение в оптимальности выбранного пути «спящего развития» для кластеров в сфере инноваций и промышленности. По его мнению, не стоит откладывать этот процесс до 2017 года. Особенно с учетом, что проблема подготовки профессиональных кадров актуальна для других регионов, выбравших курс на инновации, уже сегодня.
   Один из разработчиков стратегии, управляющий партнер компании «Бауман Инновейшен» Сергей Лозинский пояснил, что с учетом потенциала Республики Бурятии необходимо «развивать в регионе то, что можно развивать». Т.е. на сегодняшний день речь может идти только о туристическом и агропромышленном кластере и развитии транспортной инфраструктуры. «Далее с ростом экономического потенциала за счет туристической деятельности и появлением опыта кластерного управления можно говорить о кластерном развитии машиностроения и других секторов», - заключил эксперт.
   ИА "Альянс Медиа"