16.02.2007 Калининградская область: резиденты ОЭЗ готовы вовлекать в бизнес субъекты МП В минувшем году индекс промышленного производства в Калининградской области составил 167%. Ситуацию в отрасли агентству «Росбалт» прокомментировал министр промышленности и туризма регионального правительства Николай Власенко. В.: Чем обусловлен столь высокий рост промышленного производства? О.: По сравнению с другими регионами России в области спад промышленного производства в 90-е годы был более глубоким. Так что сейчас мы лишь наверстываем отставание, в чем нам помогает Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», предоставляющий здешним участникам производственной деятельности таможенные, а с 2006 г. и налоговые преференции. Главный упор в экономике мы делаем на создание и развитие предприятий с более глубокой степенью переработки. Во всяком случае на это нацеливает действующая с апреля 2006 г. новая редакция закона об ОЭЗ, привлекательная для российских и зарубежных инвесторов полным освобождением от налогов на прибыль и имущество в первые 6 лет и на 50% в последующий такой же период. На сегодня мы уже имеем 32 резидента ОЭЗ, заявивших о намерении вложить в экономику области более 15 млрд рублей. Причем некоторые проекты реализуются уже сегодня – такие, например, как создание в Калининграде уникального туристско-ремесленического комплекса «Рыбная деревня». Значительное увеличение промышленного производства мы ожидаем в этом году и от переноса из Воронежа к нам сборочного производства одного из ведущих производителей цветных телевизоров Rolsen Electronics, что позволит нам выпускать не менее 75% отечественных телевизоров. В.: Каким принципом руководствуется правительство области при отборе резидентов ОЭЗ? Существуют ли опасения, что, как только выйдет срок налоговых преференций, они уйдут из Калининградской области? О.: Если инвестор готов вложить в экономику области не менее 150 млн руб., то он имеет право стать резидентом ОЭЗ по заявочному принципу. Правда, это не означает, что мы готовы запустить в регион любые проекты. Так, мы имеем большое число заявок на строительство нефтеперевалочных комплексов, однако это направление мы искусственно сдерживаем, потому что, повторяю, ориентируем бизнес на создание высокотехнологичных производств глубокой переработки. Не думаю, что кто-то станет уводить из региона предприятия, обеспечивающие высокую производительность труда за счет применения ноу-хау и современного оборудования. Тем более что закон об ОЭЗ предлагает привлекательные и комфортные условия для бизнеса на ближайшие 25 лет. В.: Должны ли резиденты обязательно вовлекать в работу предприятия малого бизнеса? Будут ли они создавать кластеры на территории региона? О.: Сами инвесторы проявляют готовность вовлекать в свой бизнес субъекты малого предпринимательства. Так, стратегия развития янтарной отрасли предусматривает не только приход в нее такого серьезного инвестора, как «АЛРОСА», но и создание условий для нормальной работы небольших фирм, занимающихся обработкой «солнечного камня» и испытывающих сейчас серьезный дефицит янтарного сырья. А реализация инвестиционных проектов по созданию новых мощностей для переработки мяса, рапса и пшеницы придаст импульс развитию местного животноводства и растениеводства, и, соответственно, будет способствовать созданию рабочих мест в восточных районах области, где сегодня имеется избыток рабочей силы. В.: На что ориентируются новые производства — на импортозамещение или на экспорт? О.: В первую очередь нам необходимо обеспечить себя продукцией. Тем более что развивающееся предприятие должно сначала закрепиться на внутреннем рынке, а уж потом пытаться выходить на внешние рынки. В то же время в силу нашего геополитического положения мы должны рассматривать российский рынок как экспортный. В.: На что опирается ваша уверенность в сохранении высоких темпов развития региональной экономики, если уже сейчас ощущается острый дефицит энергетических мощностей, природного газа, жилья, не решена проблема очистных сооружений и т.п.? О.: Развитие экономики – не самоцель: результатом ее роста должно стать повышение до европейского уровня и качества жизни населения российского эксклава на Балтике. Наше правительство при серьезной помощи федерального центра вплотную занимается созданием условий для эффективной работы бизнеса, что является основой для пополнения регионального и местных бюджетов и решения социальных вопросов. Речь, в первую очередь, идет об инфраструктурной поддержке бизнеса, предусматривающей строительство современных дорог, объектов энергетики, увеличение поставок в регион природного газа. На эти цели ежегодно из федерального и областного бюджета выделяются значительные средства. Под обеспечением нормальных условий для предпринимательства мы подразумеваем и снятие мешающих ему административных барьеров путем совершенствования регионального законодательства. Это и сокращение времени получения различных экспертиз и других разрешительных документов, предоставление земельных участков через аукционы и многое другое. Более детально все наши планы изложены в стратегии и программе социально-экономического развития Калининградской области, рассчитанной на долгосрочный период и предусматривающей ежегодный рост объемов производства не менее чем на 15-20% в год, и на этой основе последовательное улучшение социального положения калининградцев. Она успешно защищена и получила одобрение на январском заседании Правительства РФ. Дело теперь за такой же успешной ее реализацией. ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "Росбалт" |