21.02.2007 В России появится промышленная политика Добавленная стоимость теперь не только атрибут известного налога - это цель новой промышленной политики российского правительства. Та же политика должна обеспечить заветную диверсификацию производства. А частный сектор будет поставлять объекты для строительства новых крупных вертикально интегрированных госхолдингов. Именно на них делают ставку президент Владимир Путин и недавно назначенный первым вице-премьером по промышленности Сергей Иванов. По результатам заседания президиума Госсовета в Волгограде Владимир Путин дал правительству несколько поручений, направленных на активизацию промышленной политики. Должны быть разработаны нормативные акты, регулирующие отношения с частным бизнесом. "Речь идет не только о типовых соглашениях в рамках частно-государственного партнерства, но и о новых правилах субсидирования процентных ставок, порядке использования средств Инвестфонда. Мы должны быть уверены, что каждый вложенный в частника рубль даст конкретный эффект, а бизнесмен должен быть уверен, что государство его не обманет", - пояснил "Газете" источник в Белом доме. По его словам, перечень кредитов, по которым субсидируются процентные ставки, будет расширен за счет инновационных производств. Кроме того, "несколько лет назад был неплохой механизм поддержки инноваторов - так называемые важнейшие инновационные проекты государственного значения. Это совместные разработки, которые ведут государство и бизнес, при этом интеллектуальная собственность, получающаяся на выходе, делится пропорционально объему вложенных средств". Собеседник "Газеты" пояснил, что речь идет о бюджетном софинансировании инноваций в размере 5-10 млрд рублей ежегодно. Помимо этого, правительство займется дальнейшим снижением пошлин на технологическое оборудование и будет субсидировать кредиты на его покупку. А через механизм Банка развития будут выдаваться госгарантии экспортерам машинно-технической продукции. Впрочем, одними гарантиями дело не ограничится. Источник "Газеты" в Белом доме не исключает, что вертикально интегрированные холдинги будут формироваться не только в авиастроении и военной промышленности, но и в машиностроении. "У нас масса неприватизированных ФГУПов, мы можем объединить их возможности и создать конкурентоспособную продукцию", - поясняет источник. На заседании Госсовета в Волгограде Владимир Путин бросил историческую фразу: "Недостаточно только влиять на формирование новой промышленной среды. Государство должно такую среду создавать". Эта фраза по-новому раскрывает смысл задачи диверсификации экономики, которую президент обсуждал с бизнесом на встрече в начале февраля. Правда, руководитель РСПП Александр Шохин шел к главе государства с пакетом иных предложений. Бизнес надеялся на улучшение делового климата, в первую очередь за счет снижения налогов. Саму идею диверсификации Путин подхватил, но акценты переставил: делать конкурентоспособную продукцию будут прежде всего госкомпании, а не частные структуры. Начало уже положено. Сам бизнес к тому, что теперь правительство в лице отставного министра обороны будет им руководить, отнесся прохладно. "Если промышленная политика будет выражаться в изъятиях через налоговые, таможенные и другие инструменты ресурсов из промышленности и направлении средств на некие приоритеты, которые будут избраны чиновниками, то такая промышленная политика бизнес не устраивает", - считает Александр Шохин. Пока госхолдинги - это основное, но не единственное звено в диверсификации экономики. В частности, Путин не возражает против того, чтобы государство частично компенсировало промышленности рост энерготарифов. Помимо этого, создаются институты поддержки предпринимательства, которые не замещают, а помогают частной инициативе. На инфраструктурные проекты в 2007 году будет потрачено более 70 млрд рублей из Инвестиционного фонда. Правда, на серьезное снижение налогов власти пока не идут. Более того, правительство даже не готово дать бизнесу возможность оптимизировать налогооблагаемую базу. Впрочем, МЭРТ, опубликовавший сценарные условия социально-экономического развития страны на трехлетку, объясняет это. В ближайшие годы ждать нового скачка цен на энергоресуры не приходится. Хотя рост ВВП уже в этом году не превысит 6,1%. И для поддержания даже такого показателя придется существенно потратиться на госинвестиции. Таким образом, возможностей для снижения налогов у России просто не остается. В Минфине разработан законопроект, усиливающий госконтроль за установлением трансфертных цен в холдингах. Эксперты РСПП тут же отозвались. Минфин считает, что для пересмотра налоговых последствий совершенной сделки необходимо сначала установить взаимозависимость ее участников, а затем - факт отклонения цены от рыночной более чем на 20%. РСПП уверен, что основной жертвой закона будет малый и средний бизнес, который в ряде случаев вынужден снижать цены под давлением конкуренции и сильной переговорной позиции покупателей - сырьевых и/или государственных компаний. Контроль за ценами будет тормозить диверсификацию экономики. Установление факта отклонения цены от рыночной не означает доказательства вины. РСПП предлагает: 1. Отказаться от контроля за трансфертными ценами внутри РФ, перейдя на распределение консолидированной налоговой базы; 2. Сохранить обязанность налоговых органов доказывать отклонение применяемых цен от рыночных в качестве необходимого условия для оспаривания налоговых последствий сделки; 3. Отказаться от применения штрафных санкций в случае пересмотра цен для целей налогообложения; 4. Предусмотреть возможность симметричной корректировки налоговых обязательств другой стороны контролируемой сделки; 5. Предусмотреть возможность заключения предварительных соглашений по трансфертным ценам с 1 января 2008 года. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты" |