26.02.2007 ФЦП "Электронная Россия" - пример 100%-ного частно-государственного партнерства 26 февраля в Министерстве экономического развития и торговли состоялась пресс-конференция директора Департамента госрегулирования МЭРТ Андрея Шарова по итогам развития ФЦП «Электронная Россия» за 2006 год и планам на 2007 год. А.Шаров отметил, что в 2006 году удалось осуществить интеграцию административной реформы с ФЦП «Электронная Россия». Новая редакция «Электронной России», принятая 15 августа 2006 года, по словам, А.Шарова, будет способствовать дальнейшей координации двух программ. Цели административной реформы (повышение качества и доступности госуслуг, прекращение избыточного госрегулирования, повышение эффективности исполнительных органов власти) совпадают с целями «Электронной России», способствующей повышению оперативности предоставления государственных услуг, приданию официального статуса электронным формам взаимодействия, расширению возможностей доступа граждан к информации, снижению издержек по предоставлению ими данных государству, обеспечению контроля за результативностью деятельности органов власти, повышению качества и эффективности госуправления на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По словам А.Шарова, в 2006 году по линии МЭРТ в рамках расходов на ФЦП «Электронная Россия» было израсходовано: - на федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) – 142.5 млн рублей (34%); - на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) – 56 млн рублей (13%); - прочие расходы составили 217 млн рублей (53%). В 2006 году в рамках ФЦП «Электронная Россия» реализовано 26 региональных проектов. В отборе таких проектов на 2007 год приняло участие 54 региона, было прислано 145 заявок, из федерального бюджета запрошено 1 278 160 тыс. рублей, что составляет 180% бюджета. В список приоритетных проектов ФЦП вошли электронные госуслуги (34% израсходованных средств), обеспечение открытости госорганов (26%), методология использования ИКТ в госуправлении (22%) и повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) (18%). Всего в 2006 году реализован 51 проект. МЭРТ, по словам А.Шарова, разработало систему стандартизации информационных технологий и программного обеспечения (СПО), используемую в государственных информационных системах, создающую, например, технологическую независимость государства от поставщиков ПО. Вне такой стандартизации, отметил А.Шаров, государство вынуждено платить поставщику ПО при каждой модернизации ПО и при распространении его в региональных филиалах. Критериями отбора стандартов СПО, по словам А.Шарова, являются документированность, открытость, свободный доступ, отсутствие «роялти», поддержка рынком и международная распространенность. Для справки: в Германии за счет стандартизации при внедрении ПО ежегодно экономится 4 млрд евро. В 2006 году в рамках ФЦП «Электронная Россия» создан портал 112.ru, объединяющий силовые ведомства России, включая МВД, ФСБ, МЧС, Генпрокуратуру и другие органы власти, на котором граждане могут узнать о лицах, объявленных в розыск, разыскиваемых и найденных детях, недействительных паспортах, похищенных художественных ценностях, обратиться в силовые органы непосредственно через Интернет. Важное место в проектах 2006 года занимает СПУН (система персонального учета населения), включающая ведомственные регистры ЗАГС, ФМС, паспортных столов, военкоматов и Минздравсоцразвития. Эффект от внедрения услуги подсчитан: если раньше гражданину в среднем требовалось от 10 дней на одну резолюцию чиновника, то теперь срок хождения по кабинетам сократился в три раза, а разговор с инспектором занимает в среднем 10-15 минут. «Бумага ходит за гражданина между ведомствами, а он может даже и не догадываться об этом», – сказал А.Шаров. МЭРТ придает большое значение и автоматизированной системе государственных закупок. Созданный в 2006 году официальный сайт автоматизированной системы госзакупок, по словам А.Шарова, передан тридцати пяти регионам и двум муниципальным образованиям, ежедневно с него скачивается 3 тыс. документов, зарегистрировано 57 тыс. пользователей и 17 тыс. госзаказчиков, размещена информация о 230 тыс. конкурсов. Общий объем данных сайта – 9 ГБ. Система дистанционного обучения призвана научить госслужащих проводить административную реформу на местах. Ее учебный курс включает 6 крупных тем и 27 разделов, 91 лекцию, 80 тестовых заданий. На сегодня при помощи дистанционной системы обучения протестировано 120 госслужащих, заявил А.Шаров. ФЦП «Электронная Россия» внедрила информационную систему обеспечения градостроительной деятельности - ИСОГД, с помощью которой можно узнать обо всех ограничениях и обременениях земельных участков, а также получить доступ к данным, определяющим инвестиционную привлекательность территорий. Органы власти при этом смогут планировать строительство и территориальное развитие в целом. Этот проект, отметил А.Шаров, осуществляется совместно с Роснедвижимостью, и уже 14 регионов подали заявки на ее бесплатное предоставление. В целом, отметил А.Шаров, расходы на инвестиции в ФЦП «Электронная Россия» в 2007 году сократятся. Перед МЭРТ стоит задача переориентировать их на ускорение получения гражданами госуслуг органов власти. По сути, в пилотных регионах проекты будут финансироваться исходя из средств самого региона, и остальные регионы по результатам реализации сами смогут выбрать вариант финансирования. ФЦП «Электронная Россия» предусматривает, по словам А.Шарова, «автоматическое раскрытие несекретной государственной информации». Если на документе не стоит грифа «секретно» или «ДСП» (для служебного пользования), он должен, заявил А.Шаров, «автоматически публиковаться на сайте». На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», не приведет ли такая мера к большему засекречиванию ведомственой документации, А.Шаров ответил, что МЭРТ ожидает некоторого увеличения секретности. Однако, по его словам, «чиновнику самому неудобно работать с секретными документами», а возможности ведомств по засекречиванию информации не безграничны, а ограничены указами Президента РФ. Кроме того, часть информации, не носящей сейчас грифа «секретно» или «ДСП», нуждается в засекречивании, заявил А.Шаров. Это касается, например, информации о незавершенных переговорах или мнениях должностных лиц по еще не принятым решениям. Россия, считает А.Шаров, является одной из «самых открытых стран» по защищенности персональной информации. На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», какова доля участия в ФЦП «Электронная Россия» частных компаний, А.Шаров ответил, что, по сути, весь проект на 100% является примером частно-государственного партнерства. «Все проекты делаются компаниями», – заявил А.Шаров. Частная компания, по его словам, выполняет весь комплекс работ - начиная с технического задания и заканчивая воплощением проекта в жизнь. Государство в данном случае является заказчиком и стремится, по словам А.Шарова, к расширению списка компаний, принимающих участие в ФЦП «Электронная Россия». ИА "Альянс Медиа" |