10.02.2004  Владимир Путин – за увеличение грантов молодым ученым

   9 февраля состоялось выездное заседание Совета при Президенте по науке и высоким технологиям. Оно прошло в стенах Института биоорганической химии.
   Крупнейший в России центр физико-химической биологии для заседания президентского Совета по науке выбран не случайно. В повестке вопрос о научных кадрах, а в этих стенах работают сегодня 500 ученых, 20 их которых лауреаты престижных премий. Преданность ученых своему делу, говорит, открывая Совет, Президент, сохранила для России лучшие школы. Хотя потери начала 90-х ощутимы. Средний возраст научных сотрудников сегодня - 49 лет, а с докторской степенью - 60. По статистике же, главные открытия делают люди до 40-ка. И чтобы не утратить преемственность поколений, важно, отмечает Владимир Путин, поддержать молодежь.
   Владимир Путин: "Молодежь хочет идти в науку, но реализовать себя не может по-настоящему. Мы много раз обращались к этой теме, кое-что уже сделано. Однако, и проблемы молодежи и кадровые проблемы в целом решаются фрагментарно и не системно. Кадры это, прежде всего, люди. А люди идут работать туда, где есть достаточные материальные условия и личная перспектива".
   В общем числе эмигрантов ученых - всего 2%. Но, Президент отмечает – уезжают либо профессионалы, либо перспективные сотрудники. А поскольку научная миграция процесс естественный - едут туда, где лучше, Владимир Путин говорит о формировании лучших условий в России. Предлагая самим "импортировать мозги". Для начала из стран СНГ.
   Владимир Путин: "Свободный интеллектуальный обмен не в последнюю очередь приводит к качественно новому уровню исследований не только за границей, но и у нас. Он открывает и для России новые международные рынки. Но мы обязаны, чтобы знания, опят соотечественников продолжали служить России, российской науке. Для этого, как минимум, нужно превратить международное сотрудничество в улицу с двусторонним движением. Мы знаем, некоторые наши соотечественники вернулись, некоторые подумывают. И необходимо создать условия для эффективной работы в стране".
   Тему научной миграции подхватывает нобелевский лауреат Виталий Гинзбург. Он вот уже несколько лет ведет по этому поводу заочную дискуссию с бывшим коллегой, к слову, разделившим с ним премию Алексеем Абрикосовым. Он сейчас работает в США.
   Виталий Гинзбург, академик, лауреат Нобелевской премии: "Кто, собственно, уехал. Некоторое количество очень квалифицированных людей уехали, но отнюдь не мальчики. Тому же Абрикосову - 75 лет. Из моего института не уехал никто из членов Академии, а их там полтора десятка".
   Зарплата в 12, может, в 14 тысяч рублей, по мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, вполне устраивает молодых ученых. Но исключительно бюджетными деньгами эту проблему не решить. Наука, об этом говорил сегодня и Президент, пока оторвана от производства.
   Виктор Садовничий, ректор МГУ: "Наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований, должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий".
   Самый молодой участник заседания - Максим Чернодуб рассказал, что получает за исследования в оборонной отрасли прибавку в 2 тысячи рублей. В то время как в Японии, а Чернодуб преподавал там в одном из университетов, размеры подобных грантов выше в десятки раз. Владимир Путин в ответ пообещал, что и в России гранты скоро возрастут.
   Владимир Путин: "Гранты в размере 2 тысячи рублей - это, конечно, пшик, который дискредитирует саму идею выделения таких грантов... Поэтому хочу вас проинформировать, что дам поручение правительству увеличить гранты ученым в этой области исследований до 20-30 тыс. рублей в месяц. Это будет приближаться к 1000 долларов в месяц".
   И уже после завершения Совета Владимиру Путину показали лаборатории института биоорганической химии. В одной из них сделано одно из наиболее значимых открытий последних лет - новая технология получения генно-инженерного инсулина человека, жизненно важного для больных диабетом. Новая технология позволит со временем полностью обеспечить потребности России в препарате, который пока на 95% импортируется из Соединенных Штатов и Дании. Производство российского инсулина началось в этом году.