05.03.2007  ГД обсуждает благоприятные налоговые условия для инновационной деятельности

   Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму на заседании в понедельник рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности".
   В целях стимулирования инновационной деятельности законопроектом, внесенным Правительством РФ, предусматривается внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса.
   По НДС предлагается предоставление льготы в виде освобождения от обложения налогом услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания).
   Кроме того, определяется перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).
   Законопроектом расширяется перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Правительство РФ наделяется полномочиями по определению такого перечня фондов.
   Плательщикам налога на прибыль организаций предоставляется право в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.
   Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов повышается с 0,5 до 1,5% доходов налогоплательщика.
   В перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, предлагается включить расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
   Поддерживая концепцию законопроекта, комитет вместе с тем считает, что он нуждается в доработке. В части увеличения объемов фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, комитету представляется недостаточным увеличение предельного размера отчислений на формирование данных фондов лишь до 1,5% доходов налогоплательщиков.
   Комитет считает целесообразным предусмотреть в законопроекте полный перечень требований для применения налоговых льгот фондами поддержки научной и (или) технической деятельности, исключив положение об определении правительством РФ перечня таких фондов.
   Также предлагается уточнить положение о возможности применения к основной норме амортизации специального коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. По мнению комитета, целесообразно рассмотреть предоставление такой возможности и для осуществления научной деятельности, с учетом ее важности для инновационного развития экономики и при которой также создаются наработки, имеющие перспективу для прикладного использования. Кроме того, комитет предлагает рассмотреть вопрос об увеличении специального коэффициента до 3.
   В части определения перечня видов деятельности, включаемых в состав НИОКР, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и освобождаемых от обложения НДС, комитет предлагает уточнить такие виды деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
   Комитет также считает целесообразным унифицировать в целом в Налоговом кодексе терминологию по вопросам инновационной деятельности.
   Кроме того, комитет отмечает, что при рассмотрении вопросов формирования благоприятных условий для развития инновационной деятельности следует в первоочередном порядке рассмотреть вопрос о законодательном решении в целом проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ.