10.03.2007  Москва: мэр призвал переходить на альтернативное топливо

   6 марта в здании мэрии Москвы состоялось заседание правительства города.
   Руководитель Департамента транспорта и связи города Москвы Леонид Липсиц заявил, что проблема перехода на альтернативные виды топлива стоит в городе остро: автомобильный парк на сегодня превысил 2 млн машин и в 2006 году увеличился на 280 тыс. единиц. Автотранспорт – самый крупный источник негативного воздействия на окружающую среду, в суммарном объеме выбросов на его долю приходится более 80%.
   Потребление моторного топлива в 2006 году составило по Москве 3,6 млн т, за последние три года цены на бензин и дизтопливо выросли на 75%, заметил Л.Липсиц.
   За два года ученым и производственникам удалось разработать специальные конструкции топливных систем, приспособленные под альтернативные бензину виды топлива – пропан-бутан, уменьшающий вредные выбросы лишь на 10-15% и имеющий проблемы с запуском двигателя и работой в холодный период, метил, требующий сверхвысокого сжатия или сжижения при сверхнизких температурах, и диметиловый эфир (ДМЭ), к выгодным сторонам которого относится полное сгорание в атмосфере и бездымный выхлоп за счет наличия в химической формуле атома кислорода. Использование диметилового эфира в дизельных двигателях снижает выброс твердых частиц на 100%, а оксидов азота – в 2,5-3 раза. При переходе на диметиловый эфир, осуществляемый при установке простейшего окислительного катализатора, снижающего выбросы СО и СН, дизельный двигатель экокласса ЕВРО-0 автоматически переходит в эко-класс ЕВРО-3. В 2006 году модель машины ЗИЛ-5301 переоборудована под потребление диметилового эфира, аналогичные работы в сфере НИОКР по переоборудованию ведет КАМАЗ. Изыскания в этой сфере проводятся в Швеции, Японии, Китае и США.
   Еще недавно цена диметилового эфира составляла 25 тыс. рублей за тонну, однако благодаря новым технологиям в 2006 году удалось сделать ее в 1,7 раза дешевле солярки (68% цены дизельного топлива), сказал Л.Липсиц.
   Распоряжениями правительства Москвы предусмотрены перевод на природный газ 300 автобусов 11 автобусного парка города и подготовка к переходу на его использование еще 300 автобусов в 16 автобусном парке.
   Проблемой теперь является собственно внедрение альтернативных видов топлива: отсутствуют заправочные станции. Из 842 заправочных станций лишь 6 могут заправлять машины компримированным природным газом (КПГ).
   Министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Евгений Пантелеев отметил, что ДМЭ как вид топлива «перспективен» и по ценовым, и по экологическим характеристикам, однако есть одно «но»: 5% машин, запланированных для перехода на ДМЭ, не могут, по мнению Е.Пантелеева, «стимулировать это направление в целом». «Нужно формировать госзаказ, в том числе нефтехимическим компаниям, не менее, чем на 20% машин, использующих ДМЭ», - заявил Е.Пантелеев.
   Министр правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Леонид Бочин заявил, что его ведомство испытывает сложности при работе с федеральным законодательством в сфере экологии. «У нас присутствует исключительный федеральный вакуум по отношению к регулированию альтернативных видов энергии (АВЭ): из контроля исключены субъекты Федерации». Для организации перехода на АВЭ требуются, по мнению Л.Бочина, квалификационные испытания, организация заправок, разрешение производителя. В концепцию, считает Л.Бочин, следует включить использование АВЭ в такси, на транспорте, выполняющем госзаказ.
   Законодательство нуждается во введении налоговых льгот перешедшим на АВЭ, «как это принято в развитых странах», заявил Л.Бочин. Требуется снизить транспортный налог для владельцев машин с двигателями, использующих ДМЭ и электричество, стимулировать приобретение таких машин и их эксплуатацию.
   Также в законе должны найти «чёткое место» комбинированные (гибридные) двигатели, переходящие на более выоских скоростях на обычное топливо, считает он. Собственно закон об альтернативных видах энергии пока «не имеет шансов на принятие Госдумой».
   Генеральный директор научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Алексей Ипатов заявил, что «джип в центре города должен восприниматься как кирзовые сапоги вместо пуантов в балете».
   Институт считает проекты правовых актов «хорошо проработанными», однако к самой программе перехода на ДМЭ имеет «существенные замечания».
   Мэр Москвы Юрий Лужков расценил внедрение метана как «бомбу на транспортном средстве» и высказался за развитие отрасли электромобилестроения. На электропривод следует переводить автопарки предприятий, перевозящих «небольшие объемы продукции по постоянным маршрутам», например, почту. Следует обеспечить их локальными сетями электрозаправок.
   «У нас часто гоняются за модой, говорят о водородном топливе, а меж тем в Лондоне недавно апробирована целая сеть электрозаправок. Можно долго ждать, пока аккумулятор зарядится, аналогично зарядке мобильного телефона, но можно и забрать с заправки уже заряженный аккумулятор, а старый отдать заряжаться. Электрические автомобили, развивающие до 40 км/ч, будут полезны в городских условиях», – заявил мэр Москвы.
   «ДМЭ дешево и уже поэтому перспективно», – добавил он. В список неотложных задач города должны войти, считает мэр, «производство ДМЭ в промышленном количестве и формирование условия для заправки машин ДМЭ».
   Нужно стимулировать отечественные разработки гибридных двигателей, сказал Ю.Лужков, в том числе при помощи налоговых льгот.
   ИА "Альянс Медиа"