11.03.2007  Ждет ли Россию венчурный бум

   Венчурный бизнес существует в России уже более 10 лет, но полноценную бизнес-индустрию создавать приходится почти с нуля. Сегодня условия для создания венчурной индустрии в России благоприятны как никогда. Все больше людей осознают ключевую роль менеджмента, многие фирмы учатся грамотно представлять свой бизнес потенциальным инвесторам. Впервые появилась государственная поддержка инновационного развития. Власть готова не только либерализовать процесс патентования и применения патентов, но во многих случаях и выступать в качестве соинвестора. Но для этого нужна современная венчурная индустрия. Ощутимый же рост венчурного инвестирования в России, по мнению экспертов, следует ждать не ранее чем через 2–3 года.
   Судя по отчету Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности за 2005–2006 годы, Россия откатилась на 75-е место по индексу роста конкурентоспособности. Кризис 90-х годов значительно сократил отрасли, работающие в сфере технического прогресса. При этом существенно увеличилась доля энергетического сектора. Если в США прирост ВВП на две трети осуществляется за счет научных разработок, то в России ситуация иная – две трети прироста ВВП достигается за счет ТЭКа. И признаков того, что мы стараемся перейти на другой путь развития, не наблюдается.
   Доля современных средств производства в общем объеме выпускаемой продукции сократилась в России втрое, промышленный потенциал охвачен невиданной в современную эпоху деградацией основных фондов. Физический износ машин и оборудования составил в промышленности 68%, в сельском хозяйстве – 67%, по транспортным средствам – 57%.
   На таком оборудовании невозможно производить конкурентную продукцию. А после вступления страны в ВТО ситуация еще обострится. Даже те сектора, которые сейчас находятся в вотчине отечественной промышленности, откроются для зарубежных производителей, которые будут активно вытеснять оттуда своих российских коллег.
   Казалось бы, у России нет иного выхода, кроме как взять на вооружение стратегию инновационного прорыва. Формально она существует с 2002 года – с тех пор, когда была утверждена программа «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г.». Она предполагает, во-первых, инновационное обновление используемых технологий и выпускаемой продукции. Во-вторых, «включает» страну в глобальную инновационную систему. И в-третьих, ставит цель увеличить долю России на мировом высокотехнологическом рынке с нынешних 0,3% до 2,3% в 2020 году.
   Чтобы добиться этих целей, в стране в качестве важного составного элемента инновационного процесса должна действовать венчурная индустрия. Именно она во всем мире помогает возникать в основном небольшим инновационным предприятиям путем прямых вложений в капитал преимущественно на ранних стадиях их развития. Высокий риск проектов компенсируется неплохим возвратом средств.
   В 2006 году правительство наконец-то учредило Российскую венчурную компанию (РВК). Создается сеть из 10–15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Предположительно суммарный объем господдержки составит 15 млрд. руб. По сути, речь идет о том, что в ближайшие несколько лет в стране возникнет полноценная венчурная индустрия.
   По словам начальника отдела частно-государственного партнерства МЭРТ Юрия Амосова, уже разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными – то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.
   Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в сферу «индустрии порока» – игорный бизнес и прочее. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. К тому же 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.
   Когда речь идет о частно-государственном партнерстве, очень важен вопрос, кто и как будет отбирать фонды и управляющие компании. Как утверждает Юрий Амосов, решения будет принимать совет директоров РВК, состоящий из трех представителей правительства и двух независимых директоров – профессионалов международного венчурного бизнеса.
   Сама по себе схема не вызывает серьезных возражений, вопрос лишь в том, как она будет реализована на практике. И тут мы можем столкнуться с непредвиденными трудностями. Десятилетнее развитие венчурной частной индустрии в России выявило немало проблем, решить которые как следует пока не удалось. А потому с самого начала важно учесть отечественные реалии. Иначе и новая структура может завязнуть в зачастую непроходимых инвестиционных российских дорогах.
   Несмотря на то что российскому венчурному рынку уже более 10 лет, пока это один из самых слаборазвитых сегментов отечественной практики инвестирования. По словам исполнительного директора Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) Альбины Никконен, в 2006 году общий объем действующих в стране фондов прямого и венчурного инвестирования достиг всего 5 млрд. долларов.
   Однако на действительно венчурные проекты приходится лишь малая часть этих денег. Крупнейшим сектором, привлекающим средства фондов, остаются IT – 36% общего объема средств, или 89 млн. долларов. На втором месте – потребительский рынок (21%). Для инвесторов наиболее привлекательны успешные компании на стадии расширения – то есть невенчурные вложения.
   По-прежнему невелико число осуществленных выходов из бизнеса – в 2005 году их было всего 11. Значительного роста этого показателя в ближайшие годы ждать не приходится.
   Проблемы, мешающие развитию венчурного и инновационного рынка, по мнению Альбины Никконен, остаются все теми же, что и в прошлые годы. Это отсутствие ясной, артикулированной государственной стратегии, законодательной базы трансфера технологий из науки в промышленность, очень высокие риски и ориентация российских предпринимателей на краткосрочные вложения.
   И это при том, что в России есть неплохие предпосылки для развития таких направлений. Существует хорошая научно-техническая база, большое число инновационных проектов, благоприятная макроэкономическая ситуация. Но все это не заработает без эффективного инвестиционного механизма.
   Ведь согласно расчетам специалистов Института экономики, если страна будет переходить на инновационные рельсы, то в течение ближайших 10 лет это потребует инвестиций в 1,5–2 трлн. долларов. По 150 млрд. долларов в год. Эти деньги важно не только найти, но и удачно аккумулировать.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский Комсомолец"