12.03.2007  Бизнес разочарован ходом обсуждения поправок в ФЗ о техрегулировании

   12 марта в здании агентства «Интерфакс» прошла пресс-конференция участников потребительского рынка на тему: «Оценка бизнес-сообществом поправок к Федеральному закону о техническом регулировании».
   Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин напомнил, что подготовка закона длилась, в соответствии с нормами законодательного процесса, не менее трех лет, и обсуждение закона предусматривалось и в Госдуме, и в правительстве, и в обществе. Необходимость закона была вызвана тем, что около 10% издержек российского бизнеса, действующего на рынке в условиях слабой правовой защиты, связано с платными услугами государства – сертификацией, лицензированием и т.п.
   «Опыт с законом о техническом регулировании показал неспособность власти разработать понятные правила рыночной игры, - сказал Д.Янин. – Еще 45 лет назад, в 1962 году, президент США Кеннеди озвучил, что компетенцией государства должна быть безопасность товара. А в России еще раздумывают, за что должно отвечать государство, - за безопасность или качество. Подобная неразборчивость приводит к таким курьезам, как разрешение использования Главным санитарным врачом России Г.Онищенко детских соков, не соответствующих требованиям Всемирной организации здравоохранения. Абсурдные требования чиновников будут оплачиваться из кармана потребителя. Данные поправки к закону не снижают административного давления на бизнес, «самобытное творчество» отдельных ведомств в результате принятия поправок будет нарастать, что при слабом ресурсном потенциале этих ведомств представляет серьезную угрозу для рынка».
   Президент Союза производителей безалкогольных напитков и директор Национального института технического регулирования Дмитрий Петров считает, что принятый четыре года назад закон в конечном счете затрагивает интересы всего общества. Он входит в блок антикоррупционных законов именно потому, что предлагает системные меры для борьбы с коррупцией, а также меры по устранению действующих административных барьеров, предоставляя бизнес-сообществу «адекватную нормативно-правовую базу».
   «Поправки нанесут серьезный ущерб отечественной экономике: замедлят экономический рост, приведут к заведомому проигрышу отечественного производителя зарубежному», - полагает Д.Петров.
   Чтобы вывести на рынок новый продукт, отечественный производитель тратит в среднем полтора года (зарубежный – 3 месяца), поскольку должен собрать 5 основных документов. Среди них: санитарно-эпидемиологические заключение на производство и товар, регистрация продукта, сертификат продукта (если товар подпадает под сертификацию).
   Предлагаемые поправки, рассчитанные на поддержку крупного сырьевого бизнеса, полагает Д.Петров, приведут к тому, что малый бизнес России будет похоронен, поскольку выход на рынок затруднится, а конкуренция, таким образом, снизится.
   Рынок ждет значительное увеличение стоимости услуг, особенно удорожание коснется сложной продукции, что приведет, по оценкам экспертов, к увеличению инфляции не менее чем на 1-2 процентных пункта. Нестабильное правовое поле, образующееся в результате перевода технических требований на уровень министерств и ведомств, увеличит риски предпринимательской деятельности, уменьшит инвестиционную привлекательность страны и увеличит отток капитала, кроме того, в связи с неизбежным сокращением рабочих мест, приведет к росту социальной напряженности.
   Исполнительный директор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова отметила, что в начале законотворческого процесса бизнес впервые почувствовал себя равноправным партнером государства, однако теперь обсуждение технического регулирования с бизнесом свернуто. «Бизнес этим очень разочарован. Подробно и тщательно разработанные регламенты представители делового сообщества послали в правительство, однако за 11 месяцев не дождались никаких отзывов на свою работу», - констатировала она. Более того, процедура принятия технических регламентов свелась на уровень постановлений правительства и стала абсолютно закрытой. «Бизнес спросят, покивают и сделают по-своему», - уверена О.Баранникова.
   «Бизнес, между тем, больше всех заинтересован в порядке на рынке, снижении цен и конкуренции. Чиновники же хотят поставить нас на колени. А РСПП, к сожалению, давно сложившаяся организация с устоявшейся бюрократической структурой», – сетовала она.
   Сопредседатель экспертного совета «Кровля и гидроизоляция зданий и сооружений» Юрий Москалев предположил, что в результате административного вмешательства в техническое регулирование «во всех отраслях производства вскоре начнется такой же беспредел, как и в жилищном строительстве, где до 50% стоимости жилья составляет административная рента, т.е. взятки».
   Член Общественной палаты, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей) Григорий Томчин заявил, что «техническое регулирование для общественности – слишком сложное слово». «Речь идет о том, что чиновник нижнего уровня в результате принятия поправок станет регулярно приходить на предприятие проверять санитарное или противопожарное состояние, а на самом деле – забрать официальную или неофициальную плату. Не секрет, что уже к 1990 году в СССР исполнялось лишь 20% технических требований к продукции, а потом их совсем перестали выполнять. Поэтому исключительно политической волей президента был принят закон о техническом регулировании, которому сопротивлялся весь чиновничий аппарат. Аппарату стало ясно, что после принятия закона никто из чиновников не сможет написать новый нормативный акт или правило. И технические регламенты так и не были приняты по вине исполнительной власти. За полгода не поступило ни одного, пусть даже отрицательного отзыва на законотворческую деятельность бизнес-сообщества. Между тем нормы для процессов производства присутствуют во всех национальных законодательствах развитых стран. А у нас получается, что оговаривается, в какого цвета штанах и каске крановщик приступил к работе, в это время падает кран, и никто за это не несет никакой ответственности», - считает Г.Томчин.
   По его словам, принятие поправок в закон о техническом регулировании сделает невозможным вступление России в ВТО: требования к импортным товарам ограничено на сегодня лишь требованиями к продукту, а в России требования распространяются и на процессы производства, регулируемые, согласно поправкам, ведомственными актами.
   «Поправки призваны защитить только крупный бизнес президиума РСПП, который привык не играть по правилам, а договариваться с правительством. Но и зарплата, и численность работников малых и средних предприятий представляют реальное большинство и реальный голос бизнес-сообщества», - уверен Г.Томчин.
   Текст закона, подготовленный ко второму чтению, означает, по его мнению, «прекращение реформы в целом: он неясен, изобилует противоречиями и фактически отменяет предложения и инициативы президента страны».
   Президент РСПП Александр Шохин, по словам Г.Томчина, сознает, что «постановлениями техническое регулирование осуществлять нельзя», однако опытные политики сознательно затягивают реформу технического регулирования, потому что «если бы барьер правительства был прорван, в Госдуме немедленно оказались ждущими принятия не меньше сотни сложнейших технических регламентов».
   ИА "Альянс Медиа"