12.03.2007  Тюменский технопарк будет создавать малые инновационные предприятия

   Генеральный директор ОАО «Тюменские моторостроители» Виктор Кульчихин считает, что в России накоплено достаточно технических идей и что особенностью тюменского технопарка должно быть воплощение этих идей.
   «Суть технопарка — создание малых предприятий с эффективным производством. При этом заказчик новых разработок должен принимать участие в финансировании данного предприятия», — сообщил Виктор Кульчихин.
   К такому мнению руководитель одного из самых крупных машиностроительных предприятий региона пришел в результате собственного опыта. После исчезновения государственного заказа в 1992 году моторный завод создал объединение специализированных производств. Сейчас их насчитывается два десятка. При этом было необходимо увеличить число конструкторов с тем, чтобы запустить на рынок новую продукцию. Инженеры и технологи создали технический совет, где оценивали перспективность новых идей. Как правило, из десяти предложений только одно рождалось конкурентоспособным и востребованным на рынке.
   Например, выпустили муфту сцепления. Теперь ООО «Завод сцеплений» — это самое крупное в России специализированное производство по выпуску муфт для всех типов легковых автомобилей. Последняя разработка — для ВАЗ 2110–2111.
   По заказу Боровской птицефабрики освоили выпуск клеточных батарей по немецкой лицензии. Сегодня этими клеточными батареями ООО «Уралсибагро» переоснащаются многие отечественные птицефабрики.
   Следующее направление — нефтепромысловое оборудование. Совместно с ОАО «Газпром» создали ООО «Газтурбосервис» — одно из лучших предприятий отрасли по ремонту газотурбинных установок, которые используются на промыслах Западной Сибири.
   Но были и неудачи. Например, холостым выстрелом можно назвать выпуск моноблочной арматуры устья скважин, клапан отсекателя для скважины. Это оборудование не пошло дальше опытного образца. Причина — невыгодные для производственников условия выполнения заказа: через 500 дней промышленной эксплуатации образца на предприятии заказчика.
   Новое направление деятельности моторостроителей — выпуск парогазовых турбин для московских электростанций, центробежных вентиляторов для охлаждения двигателя и салона тепловоза.
   «Я категорически против того, чтобы под эгидой технопарка велись теоретические научные разработки. Они зачастую не находят реализации в России и патенты нередко продаются за границу. Мы должны ориентироваться на ресурсы и потребности своего региона — газ, нефть, энергетика, лес. Я бы хотел видеть от деятельности технопарка такую продукцию, чтобы можно было ее не только изготовить на машиностроительных предприятиях Тюмени, но и успешно продавать. Только тогда революционные технические идеи будут востребованы на практике», — уточнил Виктор Кульчихин.