13.03.2007  Калужская область: каким должен быть студенческий бизнес-инкубатор?

   В настоящее время горуправа ведет активную работу по созданию Калужского бизнес-инкубатора. С вопросами о реальности этих планов и пути их достижения газета «Весть» обратилась к Игорю Пинчуку, главному специалисту отдела по инновациям министерства экономического развития области.
   Он принимал непосредственное участие в составлении и защите двух заявок Калужской области, поданных на конкурс Минэкономразвития России по созданию бизнес-инкубаторов. В итоге обе заявки были приняты, и из федерального бюджета в областной поступили 6 млн рублей. Сегодня за счет средств федерального, областного и местного бюджетов ведутся работы по созданию бизнес-инкубаторов в Калужской области.
   В.: Калужский бизнес-инкубатор должен будет оказывать своим резидентам помощь, чтобы превратить научно-техническую идею в коммерческий продукт и поставить на ноги малое инновационное предприятие. Дело это для нашего города новое, неизведанное. Но метод проб и ошибок обойдется очень дорого - запланировано выделить из городского бюджета около 5 миллионов рублей. Осуществимы ли, по вашему мнению, предложенные идеи?
   
О.: Действительно, средства массовой информации неоднократно сообщали о создании городского АНО (автономной некоммерческой организации) "Калужский бизнес-инкубатор". Я надеюсь, что его организаторы определились, какие компании будут размещаться в инкубаторе и на каких условиях, а также какие нужны площади и инженерные коммуникации. Насколько мне известно, уже подписываются учредительные документы, определены размеры вкладов учредителей. При этом некоторые вклады определены в денежном эквиваленте как интеллектуальная собственность - в виде предоставления преподавательских услуг и аудиторий. Однако, как известно, имущество (вклад), переданное некоммерческой организации, становится ее собственностью. По-видимому, оценка интеллектуальной собственности, а именно, что же конкретно будет передано городскому инкубатору, требует доработки.
   Создание Калужского бизнес-инкубатора предусмотрено городской целевой программой "Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2007-2009 годы". При этом нет четкого указания, что он будет в форме автономной некоммерческой организации или какой-либо иной. То есть формально нужен конкурс на организацию, которая будет создавать БИ. Кроме этого, исходя из формулировки программного мероприятия, в которой не установлена форма выделения бюджетных средств, городской управе необходимо провести конкурсы на поиск подрядчиков-поставщиков по выполнению ремонтных и других работ и закупке мебели, компьютеров и т.д. После выполнения работ по созданию БИ оборудование должно быть поставлено на баланс МО "Город Калуга" и затем передано в оперативное управление БИ.
   Конечно, данный вариант не очень удачен. Гораздо проще направить средства непосредственно юридическому лицу, на базе которого будет создаваться БИ. Собственно, сейчас это и происходит - подписываются учредительные документы, согласно которым средства муниципального бюджета будут напрямую направлены в АНО "Калужский бизнес-инкубатор". Но в таком случае программа должна предусмотреть конкретную форму выделения средств. А этого нет.
   В.: Следовательно, существующая формулировка городской программы может привести к нарушению использования бюджетных средств. Что вы предлагаете в сложившейся ситуации?
   
О.: Министерство экономического развития области неоднократно обращалось к городским властям с предложением оказать возможную помощь в создании городского БИ, в том числе и в привлечении федеральных средств. Однако совещания по созданию БИ проводятся без нашего участия. Значит, справляются. На мой взгляд, самое безболезненное решение - внести изменение в части изложения программного мероприятия в такой, например, редакции: "Субсидии на создание АНО "Калужский бизнес-инкубатор". Тогда не потребуется конкурсов муниципального заказа и конкурса на организацию получателя бюджетных средств. Соответственно целевое использование бюджетных средств будет оправдано.
   В.: А другой инкубатор, студенческий, на базе вузов - с ним ситуация яснее?
   
О.: Там тоже проблем хватает, а если вуз является филиалом, то еще больше. В первую очередь это то, что имущество находится в собственности Российской Федерации, и согласно действующему законодательству говорить о преференциях по арендной плате за площади под инкубатор, а тем более для участников-компаний БИ, не приходится. Выделять же на это деньги из бюджета вуза проблематично - надо будет закладывать в бюджет текущего финансового года необходимые средства. Маловероятен и другой вариант - возможность компенсации этих затрат за счет средств от собственной хозяйственной деятельности вуза.
   Можно, конечно, создавать студенческий БИ не как самостоятельное юридическое лицо, а как структурное подразделение вуза. Но нужно будет утвердить новое штатное расписание, опять заложить деньги в бюджет. К тому же накладные расходы при общей бухгалтерии будут снижать эффективность деятельности БИ.
   В.: Получается, что идея была хорошей, а воплотить ее слишком сложно?
   
О.: Скажем так, создать студенческий БИ не просто. На мой взгляд, вузам надо самим решать, нужен им СБИ или нет. Что нужно действительно вузу? Привлечь деньги! На что? Первое - обновление материально-технической базы и повышение уровня преподавания, чтобы достойно обучать студентов, второе - проведение перспективных НИОКР, и только третье, подчеркиваю, только третье - обучение студентов ведению бизнеса. У нас, как мне кажется, и без того хватает молодых менеджеров, маркетологов, экономистов и юристов. Поэтому создание СБИ - это, с одной стороны, привлечение внешних ресурсов и коммерциализация разработок, но, с другой, - дополнительные проблемы.
   В.: В любом случае, наступило время давать студентам практические навыки по созданию реального бизнеса на основе новых технологий. Наверное, у вас есть свои предложения?
   
О.: Понятно, что вузам придется участвовать в создании инкубатора не иначе как на условиях софинансирования, то есть тратить собственные ресурсы. При несовершенстве законодательства в оценке интеллектуальной собственности речь может идти только о "живых" деньгах. Дело в том, что если организацию создают частные лица, то они могут договариваться между собой об оценке вклада интеллектуальной собственности как им нравится. В случае с долевым финансированием из средств бюджета такой вариант не проходит - надо помнить о финансовой отчетности перед бюджетом, в которой виртуальных денег не бывает.
   Наверно, стоит рассмотреть вопрос о создании в вузе, например, лаборатории, направление которой действительно необходимо образовательному учреждению. В данном случае, думаю, можно будет оказать финансовую помощь. То, что отдельно взятый вуз готов создать у себя СБИ - это хорошо, но одних общих намерений мало. Нужен конкретный бизнес-план с перечнем реальных предложений, которые можно будет оценить: какие площади могут быть выделены под СБИ, какой объем ресурсов вуза будет затрачен, какой потребуется объем внешних средств, какова запланированная структура управления СБИ и т.д. Нормальный, грамотный бизнес-план всегда гораздо эффективнее, чем бесконечные рабочие совещания и заверения о сотрудничестве на безвозмездной основе.
   Создавать или не создавать СБИ - это, конечно, решать вузам, но надо помнить, что просто так, без взятых на себя обязательств, никто им денег не принесет. В том числе и государственная поддержка накладывает определенные обязательства, и их придется выполнять. Решать задачу создания БИ надо взвешенно. Не хотелось бы, чтобы БИ превратился, мягко говоря, в клуб по интересам.
   ИА "Альянс Медиа"