26.03.2007  Саратовская область: власти делают ставку на инновации

   
   Правительство Саратовской области объявило инновации главным вектором развития местной промышленности. В 2006 году господдержку уже получили 36 саратовских инновационных организаций, а объем НИР по заключенным договорам в Саратовском государственном университете только на начало марта составил 51,3 млн рублей (для сравнения: за весь 2006 год этот показатель равен 43 млн рублей).
   Механизм поддержки инновационного бизнеса предполагает в первую очередь помощь в продвижении продукта. Торгово-промышленная палата Саратовской области помогает инноваторам через российскую сеть трансфера технологий и европейскую сеть IRC. Схожие функции у Агентства проектного инвестирования, созданного по заданию саратовского губернатора Павла Ипатова. Агентство собирает все инновационные проекты с защищенной интеллектуальной собственностью, проводит их экспертизу и готовит к продаже.
   В этом году саратовские власти обещают местным инноваторам облегчить доступ к «длинным» деньгам. К осени, по заверениям чиновников из регионального министерства экономического развития и торговли, на полную мощность начнет свою работу кредитный гарантийный фонд, создаваемый под нужды малого бизнеса. А уже с 1 июля в рамках областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005−2007 годы» в Саратове заработает бизнес-инкубатор. Как поясняет Александр Ульянов, первый заместитель министра экономического развития и торговли, на бесплатную аренду площадей в бизнес-инкубаторе могут рассчитывать именно инновационные предприятия, которые уже получили финансирование из венчурного фонда.
   И все же этих мер вряд ли достаточно для того, чтобы Саратов стал поволжской «Силиконовой долиной». Подобные программы скорее лишь поддержат инновационные предприятия «на плаву». Все остальное зависит от самих инноваторов.
   Юрий Зеленский, начальник Главного управления Центрального Банка РФ по Саратовской области, говорит, что одной из причин недостаточного интереса местных банков к инновациям является отсутствие серьезных проектов в этой области, которые стоили бы инвестиционных рисков. Что же получается: саратовские ученые разрабатывают ненужные рынку продукты? Но практически каждый из них готов доказать, что его прибор, технология или система более экономичны, производительны и совершенны, чем существующие аналоги (а то и вовсе уникальны). Дело в том, что созданные на базе государственных НИИ инновационные предприятия пока не сменили схему своей деятельности и продолжают функционировать во многом как госучреждения, надеясь на поддержку властей.
   Между тем инновации сегодня такой же бизнес, как и любой другой. Он требует от разработчиков не только новых научных открытий, но и владения технологиями маркетинга и продаж. Те компании, что сумели поставить управление инновационным процессом на рыночные рельсы, уже празднуют свои маленькие победы. Так, Сергей Воронин, генеральный директор инновационной компании «Биоамид» (технологии крупнотоннажного биокаталитического органического синтеза, лекарственные и ветеринарные препараты, биоконсерванты), отмечает, что его предприятие сумело наладить контакты с потенциальными покупателями. Еще в 1995 году «Биоамид» вышел на немецких партнеров, заключив с ними контракт на поставку биотехнологий использования бактерий как катализаторов процессов. Затем компания расширила список клиентов как за рубежом, так и на внутреннем рынке. И сейчас является одним из крупнейших российских разработчиков в своей сфере.
   Александр Деревягин, генеральный директор саратовского НПО «Вымпел», говорит, что его компания буквально «пробилась» на рынок. НПО разработало и производит прибор учета расхода газа — ультразвуковой расходомер «Гиперфлоу-УС», который за счет использования комплектующих производства саратовских предприятий стоит дешевле импортных аналогов — от пяти тыс. долларов. Кроме того, преимущества «Гиперфлоу-УС» в том, что датчики «Вымпела» врезаются в трубу под прямым углом, без сброса рабочего давления, да и на грязном газу не засоряются. Сейчас такие приборы НИИ выпускает по контракту с «Газпромом».
   О попытках освоения рынка рассказывает и Игорь Курляндский, директор научно-производственного центра «Газтрон-С» ФГУП «НПП ‘‘Алмаз’’» — одного из производителей сигнализаторов и систем загазованности в России, нацеленных на обеспечение безопасности газового хозяйства. Г-н Курляндский говорит, что «Алмаз» стал крупнейшим поставщиком такого рода приборов для частных домов. Он надеется, что спрос на продукцию предприятия будет простимулирован принятием закона, требующего обязательной установки сигнализаторов.
   Владение рыночными технологиями в изучении спроса и организации системы продаж позволит инновационному предприятию не только обойтись без господдержки при поиске заказчиков и продвижении продукта, но и решить кадровую проблему. Не секрет, что инновационный бизнес сейчас стремительно «стареет» — сказывается и период перестройки, не располагающий посвящать свою жизнь науке, и то, что молодые ученые предпочитают уезжать в Москву и за границу, не задерживаясь в Саратове.
   «В Саратове остаются в основном люди в возрасте. Если чиновники или сами бизнесмены не остановят этот процесс, то количество новых разработок в нашем городе начнет стремительно снижаться уже в ближайшее время», — опасается Александр Деревягин. Впрочем, его предприятие успешно конкурирует за кадры с другими саратовскими работодателями: штат сотрудников компании за прошлый год вырос на 20% — в «Вымпел» пришли специалисты с местных заводов.
   Несмотря на поддержку властей, делающих ставку на инновационный потенциал саратовских предприятий, им лучше рассчитывать на собственные силы. Выстраивая инновационную работу как бизнес, успех которого не должен зависеть от дотаций, они имеют все шансы решать проблемы самостоятельно, используя целевые программы лишь как подспорье в своем деле.