30.03.2007  Гражданский кодекс не до конца решает проблемы интеллектуальной собственности

   29 марта комитет по интеллектуальной собственности и инновационному предпринимательству ОПОРЫ РОССИИ совместно с Торговой палатой США провел круглый стол на тему «Соответствие новых правовых механизмов охраны, трансфера и защиты интеллектуальной собственности в России требованиям ВТО». Основной стала тема создания новых правовых механизмов охраны и защиты интеллектуальной собственности в России в свете грядущего вступления страны во Всемирную торговую организацию. Участники заседания также активно обсуждали новую 4 часть Гражданского кодекса РФ, посвященную правам на результаты интеллектуальной деятельности, которая вступает в действие с 1 января 2008 года.
   Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов отметил, что в данный момент направление защиты интеллектуальной собственности стало в организации одним из ведущих. По его мнению, будущее малого бизнеса во многом связано с развитием инноваций, современных технологий, что требует очень взвешенной и серьезной политики в развитии культуры использования интеллектуальной собственности. В последние 10 лет Россия добилась серьезных успехов в развитии национальной правовой системы в этой области, созданы правовые механизмы для эффективной охраны товарных знаков и брендов, правовая система России в значительной мере соответствует мировым стандартам, закрепленным в соглашении ТРИПС, Россией ратифицировано большое количество договоров. «Правовая система России выглядит достаточно прозрачной и соответствует тем требованиям, которые предъявляют ей члены ВТО», – сказал президент ОПОРЫ.
   В целях дальнейшего усовершенствования законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности в Гражданский кодекс РФ была внесена 4 глава по защите интеллектуальной собственности. Обращаясь к теме 4 части ГК РФ, президент ОПОРЫ признал, что в момент ее принятия у предпринимателей было много опасений в том, чтобы «не выплеснуть вместе с водой множество неплохих наработок, существовавших к тому времени». С.Борисов констатировал, что после ее вступления в силу «наверняка будут издержки, но относиться к этому нужно спокойно». Он считает, что есть еще время, чтобы урегулировать спорные моменты. Предпринимателям же эта часть ГК придаст больше уверенности в борьбе за свои права, поэтому необходимо совершенствовать как правоприменительную практику, так и само законодательство. «Будет происходить диверсификация российской экономики, малого и среднего бизнеса, и ОПОРА РОССИИ будет помогать этому», – отметил он.
   По мнению руководителя комитета по интеллектуальной собственности и инновационному предпринимательству ОПОРЫ РОССИИ Натальи Золотых, вступление России в ВТО создаст благоприятную ситуацию для выхода на мировые рынки, поэтому необходимо привести свою законодательную базу в соответствии с требованиями ВТО. Ключевой проблемой, обсуждаемой не раз на переговорах по вступлению в ВТО, являлись вопросы интеллектуальной собственности. И это, по ее словам, правильно, потому что интеллектуальная собственность – «мощный инструмент для ведения бизнеса, и к этим вопросам необходимо относиться внимательнее».
   Как она отметила, принятая Госдумой 4 часть ГК РФ, вызвала неоднозначную реакцию у бизнес-сообщества. Особенно скептически приняли это нововведение правообладатели и обладатели патентных знаков, так как эта часть вносит существенные изменения в существующую правовую систему РФ. «Вступление в силу 4 части ГК предполагает отмену действующих законов в области прав интеллектуальной собственности», – сказала Н.Золотых. Вместе с тем доводы разработчиков показали значимость законодательства в области прав интеллектуальной собственности, так как оно поднимет эти вопросы на более высокий уровень. Обеспокоенность бизнес-сообщества связана еще и с тем, что новый документ включает ряд новых определений и терминов, расшифровка которых спорна и несоответствует терминам, принятым в международной практике. Законодательство в области прав интеллектуальной собственности очень динамично, находится в серьезной зависимости от международных норм, и есть опасения, что потом сложно будет вносить серьезные изменения и дополнения в уже действующий закон, считает Н.Золотых.
   По мнению Н.Золотых, к сожалению в 4 части не нашли отражения вопросы, связанные с мерами пресечения недобросовестной конкуренции. Серьезную обеспокоенность вызывает у нее и тот факт, что нет «стыковки» 4 части ГК РФ с другими документами, связанными с вопросами интеллектуальной собственности, например, Таможенным кодексом.
   По мнению же Бориса Симонова, руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 4 часть «получилась такой, какую мы заслужили», а как она будет работать практически, станет ясно не раньше, чем через 2-3 года. «Однако если выяснится, что закон действительно написан плохо, то бизнес будет еще и нести убытки», – подчеркнул он.
   Майкл Консадайн, директор по вопросам Евразии и интеллектуальной собственности Американской торговой палаты обратил внимание на то, что в свете вступления России в ВТО в первую очередь российским компаниям за рубежом необходимо создать устойчивый статус. «Для российских компаний положения 4 главы ГК РФ и вопросы интеллектуальной собственности выходят далеко за границы самого соглашения по ВТО», – сказал он. Вступление России в ВТО позволяет компаниям расширить возможности для ведения бизнеса на мировом рынке, а иностранным – работать в России, поэтому российским компаниям крайне важно защитить свои идеи, инновации и развивать бренд «сделано в России».
   «Базовым фактором сегодня становится способность компаний развивать и поддерживать конкуренцию в глобальной экономике», – считает М.Консадайн. Он подчеркнул, что Россия не может себе позволить в условиях возрастающей глобализации брендов ассоциировать свою продукцию с товарами плохого качества или контрафактом. 4 главу ГК РФ, по его мнению, необходимо рассматривать с практической точки зрения – как защитить интеллектуальную собственность на глобальном рынке, и не переусердствовать с «чрезмерной защитой», которая может привести к стагнации перспективных российских компаний.
   По результатам дискуссии участники сделали вывод, что в связи с вступлением страны в ВТО бизнесменам действительно необходим новый уровень правовой защиты товарных знаков и брендов как в России, так и за рубежом. Большие опасения присутствующих вызвало правоприменение нового закона и механизм передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Как отметил исполнительный директор Содружества производителей фирменных торговых марок «RUSБРЕНД» Алексей Поповичев, 4 часть ГК РФ адаптирована к международному праву, однако «бизнесу нужна конкретика, а именно инструменты работы с новым законом».