05.04.2007  Среднетехнологичный сектор способен проявить инновационную активность

   5 апреля в здании Государственного университета - Высшей школы экономики продолжилась Международная научная конференция "Модернизация экономики и общественное развитие".
   На секционном заседании "Конкурентоспособность и инновации" проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг отметил некоторые тенденции инновационной экономики в России. Кроме констатации ее общего низкого уровня, Л.Гохберг подчеркнул, что в некоторых секторах инновационная активность в два раза превышает средний уровень по отрасли. Несмотря на то, что низкотехнологичные сектора (легкая, пищевая, мебельная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, сфера услуг) традиционно обходятся вниманием правительственных инновационных программ, в них, по словам Л.Гохберга, «скрываются гигантские рынки, гораздо более емкие, чем аэрокосмическая промышленность или производство офисной техники». Эффект от внедрения инноваций в них на порядок выше, инновационная активность их больше, чем у высокотехнологичных секторов промышленности.
   Инновации низкотехнологических секторов, в основном, направляются на создание маркетинговых служб, внедрение автоматизированных систем управления производством и систем контроля качества.
   За 5-6 последних лет, констатировал Л.Гохберг, сократилось количество собственных научных исследований: около двух третей предприятий приобретают уже готовые инновационные пакеты. Специалисты отмечают резкий "скачок" приобретения патентных лицензий.
   Достаточно пессимистичная картина наблюдается в сфере привлечения инноваций в собственные научные исследования предприятий: инфляция съедает вложения. В целом затраты предприятий на научные разработки сократились вдвое и вдвое же выросли затраты на приобретение готового технологического оборудования. При этом в России крайне низка доля расходов на обучение персонала, маркетинговые исследования и вложения в оптимизацию зарплат и энергозатрат.
   До 40% затрат на научные исследования в стране уходит на содержание Академии наук РФ, работы которой все меньше ориентируются на потребности реального сектора экономики, и интенсивность таких инвестиций чрезвычайно низка.
   Самой высокой наукоёмкостью на сегодня обладают сектора-лидеры: авиакосмическая, судостроительная и телерадиопромышленность, а в медицинской, напротив, наукоемкость низка, несмотря на огромные объемы продаж.
   Российские предприятия обладают слабыми амбициями в завоевании международных рынков, считает Л.Гохберг.
   В основном в производственном цикле происходит усовершенствование уже выпускающейся продукции, что косвенно свидетельствует об отсутствии серьезных инноваций, причем среднетехнологичные сектора проявляют стремление к инновациям, сводящимся к копированию и имитации реальных инноваций.
   В общей структуре промышленности инновационные предприятия составляют 41,3% по продажам, 41,2% - по инвестициям, 9,3% - от общего количества предприятий и 35,5% - по числу работников.
   Малые инновационные предприятия промышленности в 2005 году насчитывали 55 990 работников, общее число их составляло 919.
   При этом Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по количеству заявок на регистрацию товарных знаков (53 096) в год.
   Судя по недавнему опросу, проведенному ГУ-ВШЭ, 67% россиян «охотно бы приобретали новшества в быту, но не имеют возможности, средств, времени», 6% постоянно пробуют технические новинки.
   Л.Гохберг считает, что инновационное поле в России нуждается в более тщательном рассмотрении на предмет обнаружения новых точек роста.