28.04.2007 Устойчивый рост ВВП обеспечат научные технологии Только реальный сектор промышленности, выпускающий интеллектуальную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, способен обеспечить устойчивый и динамичный рост ВВП. Такое мнение высказал первый вице-премьер Сергей Иванов, выступая сегодня на учредительном съезде Союза машиностроителей России. "Наша страна обладает своего рода стратегическим резервом - уникальными запасами углеводородных ресурсов. Однако, думаю, уже настал момент, когда можно сказать вслух, что этот резерв практически выполнил свою миссию: он поддержал нашу страну в трудные времена", - сказал С.Иванов. Теперь, по его мнению, имеющийся в России научный задел необходимо использовать для диверсификации экономики страны. Первый вице-премьер подчеркнул, что инвесторы, включая государство, готовы вкладывать деньги в перспективные идеи, новые технологии и выгодные проекты. "Однако и на самих предприятиях должны стремиться к инновациям. Пора искоренять пагубную тенденцию, когда организационная беспомощность отдельных руководителей дополняется технической отсталостью возглавляемых ими структур", - сказал С.Иванов, отметив, что "заниматься просто так, ради спортивного интереса, поддержкой убыточных производств с устаревшим оборудованием никто не станет". С.Иванов отметил также, что в России необходимо сформировать инженерно-техническое поколение новой формации. По его словам, сегодня даже простой рабочий обязан обладать такой профессиональной квалификацией, которая позволяла бы ему с максимальной эффективностью эксплуатировать сложнейший станок с программно-числовым управлением стоимостью в сотни тысяч, иногда миллионы евро. "Более того, сегодня необходимо говорить о создании полноценной инженерной среды, которая бы опиралась на сбалансированную систему многоуровневого профессионального образования. Систему, в которой государство и конкретные предприятия, взаимодействуя между собой, обеспечивали бы подготовку необходимого числа профессионалов конкретных специальностей", - подчеркнул С.Иванов. Первый вице-премьер также отметил, что необходимо создать условия для того, чтобы молодежь охотнее шла в промышленность. "Для этого в первую очередь ее нужно заинтересовать достойной зарплатой, социальными гарантиями, а также возможностью получения жилья", - сказал он. С.Иванов также заявил, что иногда нужные технологии быстрее и дешевле купить за рубежом, чем тратить время и деньги на разработку их отечественных аналогов. Первый вице-премьер отметил, что речь идет не об "отверточной сборке изделий" из импортных комплектующих, а о действительно высоких технологиях, которые будут двигать вперед отечественную промышленность, повышать производительность труда и выступать компонентом для российских "ноу-хау". По словам С.Иванова, ставка на высокие технологии беспроигрышна. Первый вице-премьер также высказал мнение, что будущее российского машиностроения - за крупными интегрированными структурами с полным производственным циклом, от изготовления ключевых комплектующих до выпуска готовой продукции. В качестве примера он назвал созданные недавно Объединенную авиационную и Объединенную судостроительную корпорации. При этом С.Иванов отметил, что в стратегических отраслях, как, например, в атомной и ракетно-космической, контроль будет принадлежать государству, а в остальных создаваемых корпорациях 100% капитала будут открыты для частных компаний, в первую очередь российских. По мнению вице-премьера, создание подобных корпораций в машиностроении позволит решить "известную проблему зависимости от поставщиков, которые, зачастую монополизировав изготовление отдельных деталей, пытаются открыто диктовать свои условия в сборочном предприятии". Кроме того, по его словам, создание подобных холдингов будет особенно актуально в преддверии вступления РФ в ВТО. "Сильным компаниям будет гораздо легче конкурировать с зарубежными компаниями. Нужно учитывать, что эта конкурентная борьба за рынки сбыта предъявляет особые требования не только к качеству товара, но и к системе его реализации и сервисного обслуживания", - заявил первый вице-премьер. При этом он подчеркнул, что "в настоящее время без маркетинга и логистики никуда". |