24.05.2007 Москва поддерживает малые инновационные предприятия В среду, 23 мая, в рамках традиционного форума «Дни малого и среднего бизнеса – 2007» состоялась конференция «Опыт и перспективы внедрения инновационных технологий, развития рынка оборудования и услуг для малого бизнеса». Генеральный директор Агентства по развитию инновационного предпринимательства Алексей Костров напомнил, что цель работы агентства - в том, чтобы малые инновационные предприятия чувствовали себя комфортно и могли рассчитывать на поддержку в самых разных областях своей деятельности - от финансовой до консультационной. А. Костров заметил, что задачей агентства является определение сектора малого инвестиционного предпринимательства, понимание его проблем и их решение. Основные направления деятельности агентства: консультирование малых инновационных предприятий, организация мероприятий с участием инновационных компаний, потенциальных потребителей их продукции и инвесторов, обеспечение доступа к различным источникам финансирования для снижения издержек малых предприятий по внедрению инновационной продукции; отбор проектов, претендующих на субвенции и субсидии от ДПиРМП. Имущественная поддержка, по словам А. Кострова, заключается в предоставлении малым инновационным предприятиям нежилых помещений в Москве путем создания технопарков и бизнес-инкубаторов. «Малый инвестиционный бизнес нуждается в финансовых ресурсах, а также в бизнес-инкубаторах. Агентство, кроме этого, поставило себе задачу частично обеспечить платное обучение бизнес-кадров для инновационной экономики. Cотрудники агентства должны оказывать предпринимателям всестороннюю помощь во внедрении и продвижении инновационной продукции», - пояснил А. Костров. Субсидии малому инновационному бизнесу будут предоставляться по трем основным направлениям: 1. На компенсацию затрат на патентно-лицензионный процесс, брендинг и защиту интеллектуальной собственности (до 500 тыс. рублей в РФ и до 1 млн рублей за рубежом). 2. Для оплаты затрат на участие в специализированных мероприятиях (семинарах, выставках и т.п.). 3. На оплату затрат по финансовому обеспечению инновационных проектов начинающих субъектов МП, а также созданных и реализованных продуктов в научно-технической сфере. А. Костров подчеркнул, что механизм предоставления субсидий действует по принципу «максимального удаления человеческого фактора при принятии решения». Двухмесячный срок процедуры предоставления субсидии может быть существенно сокращен. "Несмотря на оптимизацию механизма субсидирования, одно агентство комплексной задачи поддержки инноваций не решит. Мы рассчитываем на привлечение к процессу всех заинтересованных сторон и выработку согласованных решений», - заявил он. Кроме того, он напомнил, что поддержку малых инновационных предприятий столицы осуществляют также Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы и Московский венчурный фонд. Рассказывая про Московский венчурный фонд А. Костров отметил, что работу фонда с компаниями можно разделить на 4 этапа: поиск и отбор проектов, вход в них в качестве инвестора через уставной капитал, участие в управлении проектом и помощь в его развитии, после чего - выход из проекта путем продажи доли инвестора менеджменту, партнеру или стороннему покупателю. «Московский венчурный фонд - это важнейшая форма частно-государственного партнерства. Это большой шаг в деле поддержки малого бизнеса», - подчеркнул он. Заместитель исполнительного директора НО «Российская Ассоциация Маркетинга» Сергей Соловьев отметил, что маркетинг на малом предприятии имеет большое количество отличий от маркетинга на крупном предприятии. Это основано на специфических особенностях МП. Существует даже мнение, что классическое понимание маркетинга здесь вообще теряет смысл. Фактически, маркетинговой деятельностью «по совместительству» должны заниматься все сотрудники компании, и в первую очередь - учредители, генеральный директор. Основные вопросы, по словам С. Соловьева, отражающие особенности организации маркетинга на предприятиях малого бизнеса: - Как правильно определить свой бизнес? - Как изучать рынок в интересах малого предприятия и определить конкурентов? - Как найти своего потенциального покупателя (клиента)? - Как сделать свой товар (услугу) известным потенциальным клиентам (потребителям)? - Зачем нужно маркетинговое исследование и как поставить задачу на его проведение? - Как привлечь и удержать клиента (покупателя)? - Как сформировать комплекс маркетинга (4Р) на малом предприятии? - Как с использованием маркетингового подхода разработать хороший бизнес-план? С. Соловьев развенчал несколько наиболее распространенных заблуждений о маркетинге в малом бизнесе. Первое из них состоит в том, что маркетинг требует больших материальных вложений. С. Соловьев уверен, что это утверждение верно лишь для крупных компаний. Для малых фирм существует масса способов провести малозатратные маркетинговые акции своими силами. А информацию о компании и ее товарах (услугах) можно довести до покупателя через «народную молву», по телефону или с помощью простейших листовок приглашений. Второе - маркетинг сводится в большей степени к изучению ситуации в отрасли, а малому бизнесу это не нужно. По мнению С. Соловьева маркетинг – это не только исследование, мониторинг, анализ, реклама. Это способ ведения бизнеса. Он поможет сделать успешным любой бизнес. Третье заблуждение - маркетинг направлен только на увеличение объемов продаж. Показателем успешности любого предприятия является не количество проданного товара, а число клиентов, вернувшихся за продуктом/услугой вновь. Для достижения этого результата, считает С. Соловьев, нужно уметь располагать к себе потребителей, формировать положительный имидж. В малом бизнесе развить эту культуру наиболее просто именно благодаря «малогабаритности» предприятия. Четвертое - маркетинг на малом предприятии ни к чему, здесь надо полагаться на интуицию. Интуиция необходима, полагает С. Соловьев, но полагаться на нее опасно – это сродни игре в азартные игры. Необходимо регулярно анализировать ситуацию внутри своей фирмы и за ее пределами. Успешно существуют и развиваются те предприятия, которые изначально ориентированы на маркетинговый подход в ведении бизнеса. Полагаясь на интуицию, не следует забывать сверять свои решения с помощью официальной информации и доступных индикаторов рынка. Еще одно заблуждение: маркетинг – это сложно. По словам С. Соловьева, нужны специальные знания. Необязательно изучать маркетинг «от корки до корки», но знать его азы необходимо. Кроме того, на конференции были обсуждены состояние и перспективы развития рынка оборудования для малого бизнеса, вопросы франчайзинга в недвижимости, опыт использования маркетинговых технологий малыми предприятиями Рязанской области, роль госзаказа в развитиии малого бизнеса. |