30.05.2007  IV часть Гражданского кодекса нуждается в коррективах

   30 мая в здании Роспатента cостоялись конференция на тему авторского и смежного прав и коллективного управления правами на репрографическое воспроизведение, а также семинар по авторскому праву и смежным правам в аудиовизуальном секторе, подготовленные Российским институтом интеллектуальной собственности (РГИИС) совместно со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Международной федерацией организаций по правам репрографии (ИФРРО/IFFRO) при поддержке Роспатента.
   Советник Президента РФ Павел Степанов заявил, что тема репрографического воспроизведения оказалась одной из самых сложных при подготовке IV части Гражданского кодекса РФ. Статья 12.75 ГК РФ вводит само понятие репродуцирования.
   Репродуцирование - факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.
   По словам П.Степанова, решения конференции могут стать составляющими законотворческого процесса.
   Генеральный секретарь ИФФРО Олав Стоккмо отметил, что подобный семинар должен был состояться давно, еще до вступления в силу IV части ГК РФ, поскольку сам вопрос поднимался регулярно с 1999 года.
   «Авторское право имеет огромное экономическое значение. Россия – страна с очень древней культурой, играющая ведущую роль в науке. Россию всегда уважали в мире, и теперь перед ней стоит задача, как сохранить права своих авторов и одновременно обеспечить наилучший доступ к их произведениям», – считает О.Стоккмо.
   В ИФФРО, по его словам, состоят 109 членов из более чем 60 стран-участниц. В задачи ИФФРО входит предоставление и распространение информации для законодателей, а также создание глобальных правовых сетей и управление ими.
   Представитель ВОИС Сауле Тлевлесова привела некоторые данные об организации, включающей 179 стран-участниц. Штат ВОИС содержит более тысячи сотрудников и располагает двухлетним бюджетом в 600 млн швейцарских франков. С.Тлевлесова особо подчеркнула, что ВОИС работает только «по требованию», организуя семинары не по собственному плану, а по просьбе стран-участниц и лишь на те темы, которые им интересны.
   С.Тлевлесова отметила, что интеллектуальная собственность стала одним из основных инструментов рыночной экономики. «В экономике некоторых стран сложилась новая отрасль производства. Если в 2003 году сектор интеллектуальной собственности составлял 6% ВВП США и составлял в денежном выражении $680 млрд, то в 2007 году он удвоился и составляет теперь 12% ВВП США, что превышает в денежном выражении триллион доларов США», – сказала С.Тлевлесова.
   Ректор РГИИС И.Близнец выразил уверенность, что конференция выработает рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правовых норм, связанных с интеллектуальной собственностью в России, поможет довести позицию экспертов и до властей, в том числе законодателей, и до простых пользователей.
   Он заметил, что в сфере защиты интеллектуальной собственности Россия действует в согласии с опытом развитых стран, однако осознания того, что авторские и смежные права ежегодно вносят существенный вклад в экономическое развитие страны, еще не произошло. На сегодня доходы от использования авторских и смежных прав составляют в России 6% ВВП.
   «Время критики Гражданского кодекса прошло, пора вносить в принятое в цейтноте законодательство коррективы», – уверен И.Близнец.
   По его мнению, законодательство об авторских и смежных правах нуждается в изменении договорного регулирования, которое должно включать в себя принятие договора о полном отчуждении авторского права от автора, переход авторского права от автора к пользователю «уступкой», требование об обязательной письменной форме заключения договора, определение прав Правительства РФ устанавливать минимальные ставки за использование авторских произведений.
   Нуждается в корректировке, по мнению И.Близнеца, и коллективное управление авторскими и смежными правами, поскольку практика произвольного создания обществ владельцев авторских прав еще недавно была повсеместной. На взгляд И.Близнеца, коллективное управление авторскими и смежными правами может быть основано лишь на членстве, то есть общество защиты своих прав могут основывать либо сами авторы, либо сложившиеся правообладатели. Каждое такое общество должно проходить официальную регистрацию, предпочтительно аккредитацию, а не лицензирование, принимать в свои ряды всех желающих, причем одновременно должно произойти «резкое сокращение сфер, в которых допускается коллективное управление авторскими и смежными правами».
   В основном уточнений и изменений требуют сферы, касающиеся ксерокопирования библиотеками произведений автора, кроме того, необходимо более точное определение «прав публикатора», которым может стать, например, коллектив публикаторов технического регламента целой промышленной отрасли, в связи с чем ситуация чрезвычайно быстро станет практически неразрешимой.
   Власть должна, уверен И.Близнец, иметь право ликвидировать юридическое лицо, уличенное в неоднократном нарушении авторского и смежного прав.
   Вносить изменения в IV ч. ГК РФ будет сложно, поскольку у законодателей наступает ответственный период выборов, но в будущей Думе, считает И.Близнец, вопрос об авторских и смежных правах должен быть рассмотрен самым внимательнейшим образом.