13.05.2004 Москва: принятие закона "Об инновационной деятельности в г.Москве" отложено на две недели В среду на заседании Мосгордумы в третьем чтении обсуждался закон "Об инновационной деятельности в городе Москве". С докладом о внесенных поправках в проект закона выступил депутат Мосгордумы Евгений Балашов. Как напомнил редактор законопроекта депутат Евгений Балашов, важность принятия этого документа обусловлена тем, что механизм реализации объектов интеллектуальной собственности до сих пор не создан. В настоящее время нет ни одного закона как в федеральном, так и в региональном законодательстве, который бы регламентировал вопросы инновационной деятельности. Для Москвы же этот вопрос имеет важнейшее значение, так как почти половина научного потенциала России находится именно в столице. Е. Балашов сообщил, что в рамках выездных заседаний комиссии по науке и технологиям Мосгордумы проводились встречи с коллективами научных институтов, РАН и исследовательские институты подтвердили целесообразность принятия данного закона. По его словам, проведенная недавно под эгидой Правительства РФ и Правительства Москвы научная конференция «Высокие технологии ХХI века» свидетельствует о наличии в России, и особенно в Москве, новых технологий, способных вылиться в производство, а наукоемкая продукция может продаваться на глобальных рынках. Е.Балашов напомнил также слова Президента РФ о необходимости создавать экономическую среду для конкурентных производств, восприимчивую к инновациям и новым технологиям. "Руководство России ставит задачу в области инноваций перейти к конкретным задачам, в том числе и регионального характера", - заметил он. По словам Е. Балашова, рассматриваемый закон претерпел значительные изменения с момента его первоначального внесения. В частности, по предложению депутата Ирины Рукиной изменилось название фонда на Целевой бюджетный инновационный фонд. Также была учтена еще одна поправка депутата И.Рукиной о введении новой статьи в законопроект - "Формы государственной поддержки инновационной деятельности". Согласно ей, в качестве поддержки будут использоваться следующие формы: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций; предоставление гарантий г.Москвы по кредитам, выделяемым для реализации инновационных программ(проектов); реструктуризация задолженностей; оказание финансовой поддержки и т.д. По словам Е.Балашова, средства Фонда будут использоваться только целевым образом - на внедрение "не иллюзорных, а конкретных технологий, приносящих 100%-ю отдачу". Он уверил, что депутаты получат доступ к эффективному контролю за выделением и расходованием средств. Депутаты Мосгордумы в своих выступлениях высказали ряд замечаний по новой редакции законопроекта. Как заметил председатель Мосгордумы Владимир Платонов, в перечне поправок не учтены замечания Государственно-правового управления Мосгордумы. По мнению депутата Михаила Антонцева, в проекте нет четкого определения статуса Целевого бюджетного инновационного Фонда и не указаны источники его финансирования. По словам депутата Александра Крутова, нет необходимости вводить в городском бюджете статью расходов «Инновационная деятельность», предложенную данным законопроектом, так как в нем уже есть статья, предусматривающая финансирование науки и фундаментальных научных исследований. Распорядителем же этих средств является АО «МКНТ». Депутат Дмитрий Катаев заметил, что в проекте "нет ни слова о том, что Мосгордума будет принимать участие в принятии и утверждении конкретных инновационных программ, а не только концепции инновационной политики". По его словам, непонятно, куда будут направляться большие доходы от инновационной деятельности, так как при использовании целевого бюджетного фонда должен быть возврат средств. Д.Катаев заметил, что вопрос возврата средств, вложенных в науку, существует очень давно. Поэтому вложение больших денег в еще более рискованную инновационную деятельность не гарантирует дохода, и непонятно, на кого ложится этот риск. В странах, где разрешается бюджетное финансирование инновационной деятельности, в законах присутствует длинный перечень контрольных мероприятий. "У нас получается бесконтрольное расходование", - заметил он. В ходе обсуждения законопроекта были высказаны и другие замечания депутатов. Поэтому после завершения рассмотрения всех поправок разработчик законопроекта, депутат Мосгордумы Е.Балашов отозвал документ на устранение противоречий. Постановление Мосгордумы по принятию закона было отложено на срок не более двух недель. В течение этого времени редактор обязан представить в Думу новый текст закона с учетом всех принятых поправок, и дать заключение "о его внутренней непротиворечивости", либо предложить поправки, устраняющие противоречия. "Поправки должны быть обсуждены и проголосованы на ближайшем заседании Мосгордумы", - сказал в заключение Председатель Мосгордумы В.Платонов. |