13.06.2007  Минобрнауки создает систему управления правами на ИС

   На круглом столе «Проблемы капитализации интеллектуальной собственности», организованном Центром стратегических разработок и группой «СтратЭГ», начальник отдела госполитики в области интеллектуальной собственности Минобрнауки Валерий Федорков сообщил собравшимся о грядущем в конце 2007 года завершении построения системы управления «научными» нематериальными активами.
   По словам г-на Федоркова, система управления правами на результаты научно-технической деятельности (РНТД), созданными за счет средств федерального бюджета, почти готова. Эту систему условно можно разделить на три части. Первая – подсистема закрепления и распоряжения правами на РНТД, созданные за счет средств федерального бюджета. Вторая – учет результатов, третья - контроль за использованием и правовой охраной этих результатов. Что касается двух последних подсистем, здесь нормативная база в основном завершена. Что касается подсистемы закрепления прав, то здесь ключевым является 685 постановление, на данный момент действующее с ограничениями, так как разработка вытекающих из этого постановления нормативных актов еще только завершается.
   Процесс согласования с Минфином и МЭРТ необходимых постановлений, по словам г-на Федоркова, «был очень непростой, но два проекта постановлений уже представлены в правительство, правда, с зафиксированными разногласиями с этими двумя министерствами».
   Первый проект – об использовании средств, поступивших от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет средств бюджета, и отдельно - об условиях распоряжения федеральными государственными учреждениями правами на результаты научно-технической деятельности, полученными за счет средств бюджета.
   Поскольку основная дискуссия в научно-инновационном сообществе ведется вокруг этого вопроса, Валерий Федорков пояснил, что в постановлении Правительства №685 предусмотрено, что права на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет сметы доходов и расходов по базовому финансированию, подлежат закреплению за федеральным государственным учреждением. Вузы и подавляющее число институтов РАН имеют как раз такую организационно-правовую форму. Таким образом, права, созданные из-за базового финансирования, отданы этим субъектам. Но распоряжаться правами, как известно, сегодня невозможно: Минфин в генеральное разрешение зачисление средств за эту деятельность не включает. «У нас идет давнишняя борьба с Минфином по этому поводу» - констатировал г-н Федорков. «Мы надеемся, что уже в ближайший месяц эти вопросы будут согласованы в аппарате Правительства и разрешены», пояснил он.
   Как эти средства можно будет расходовать? «В нашем проекте постановления Правительства предусмотрено, что эти средства по согласованию с главным распорядителем средств (речь идет о базовом финансировании) можно будет использовать на три цели: выплату авторских вознаграждений, правовую охрану полученных результатов и проведение НИОКР» - сообщил Валерий Федорков.
   Далее в своем выступлении он остановился на четвертой части Гражданского Кодекса РФ. С принятием этого закона в Минобрнауки разработан план-график подготовки нормативной базы по его реализации. Этот план-график утвержден Правительством РФ, в него входит 4 законопроекта, 16 постановлений Правительства и других подзаконных актов. Основной законопроект, по которому сейчас ведется активная работа - «О передаче федеральных технологий». Его концепция уже написана и прошла первое согласование, сейчас ведется доработка по поступившим замечаниям федеральных органов власти. В этом законе тоже будут предусмотрены нормы распоряжения правами, в том числе, и передачей технологий, причем не только федеральных, но и региональных (подразумевается, что технологии будут разделены на два уровня) «В этом законе будут решены основные проблемы» - пообещал представитель МОН. Речь идет о порядке распоряжения правом на технологии, созданные с использованием или с привлечением средств федерального бюджета, но в законопроекте будут рассмотрены вопросы смешанного финансирования, которые сегодня «очень сложны и не решены до конца на уровне законодательства». Как использовать финансирование федерального бюджета и других инвесторов, какие там возникают отношения на распределение прав, на их закрепление, на распределение полученных доходов – на все эти вопросы должны дать ответ новый закон и подзаконные акты.
   По словам г-на Федоркова, Минобрнауки постарается решить вопрос и о компенсационных платежах. «Позиция Минфина, которую мы не могли преодолеть до последнего времени, заключалась в простой вещи: все, что создано за бюджет, подлежит зачислению в бюджет. Такая позиция была до последнего времени. Потом они «дрогнули» и сказали - 50% отдайте в бюджет, а 50% оставьте всем остальным участникам процесса. Мы настаиваем на том, чтобы из средств, полученных от распоряжения правами на результаты, созданные по базовому финансированию, ничего не зачислять в бюджет, а все оставить федеральным государственным учреждениям. Компромиссный вариант в аппарате правительства – 10%. По госзаказу у нас позиция такая, что если права, полученные по госконтракту, отданы исполнителю, и исполнитель в дальнейшем реализовал эти права, получил доход, то 10% от полученного дохода он тоже должен отдать в бюджет через госзаказчика. Госзаказчику тоже открывается счет от предпринимательской деятельности по генеральному разрешению, туда зачисляют эти 10%, и из накопленной суммы 50% уходит в бюджет, а 50% остается у госзаказчика, которые он тоже может использовать на авторские вознаграждения, на правовую охрану и на проведение дополнительных НИОКР».
   Также в готовящихся законопроектах будет предусмотрен порядок отчуждения прав РФ. Будет определен порядок проведения конкурсов и аукционов на передачу прав РФ третьим лицам, в том числе, прав на единую технологию, на комплексный сложный объект и другие нормы. Этот проект концепции уже согласован и на правительственной комиссии 19 апреля установлен срок представления в правительство согласованного текста законопроекта до 1 сентября.
   Более отдаленные планы Минобрнауки включают закон «О патентных поверенных», а также закон «О внешнеэкономической деятельности», в котором наконец-то будет регулироваться гражданская сфера передачи технологий за рубеж. Вопросы регулирования передачи на экспорт российских технологий также найдут отражение в законе «О передаче технологий».
   Наконец, последний блок мероприятий, о котором Валерий Федорков сообщил участникам круглого стола – приведение в порядок бюджетной сферы учета нематериальных активов, достижение соответствия норм бухучета и четвертой части ГК РФ, а также совершенствование регулирования расходной части бюджета в части выплаты авторских вознаграждений.