26.06.2007  Самолеты из бизнес-инкубатора

   
   В России возрождается интерес к малой авиации. В июне в Воронеже на базе местного авиастроительного общества (ВАСО) был открыт первый в стране бизнес-инкубатор авиационных технологий, призванный заняться разработками в области малой авиации.
   Без внимания их в Воронеже, конечно, не оставят. Авиационный бизнес-инкубатор и создан для того, чтобы оказывать поддержку инновационным технологиям на ранней стадии их становления, говорит заместитель губернатора области Вячеслав Клейменов.
   То, что инкубатор появился именно здесь, не случайно. Воронежская область занимает третье место после Москвы и Московской области по числу малых и средних предприятий научной сферы. Сегодня исследованиями и внедрением результатов этих исследований в практику занимаются более шестидесяти научных организаций, институтов и конструкторских бюро.
   Внушительный научно-технический задел, отменный кадровый потенциал и имеющиеся площади позволяют осуществлять производство не только дальнемагистральных самолетов Ил-96 в различных модификациях, среднемагистральных Ан-48, но и современных сельскохозяйственных, бизнес-прогулочных машин, многоцелевого самолета "Аккорд-201", аэросаней, самолетов-амфибий, двигателей для малой авиации, новой авионики и многие другие виды авиационной техники.
   В резидентах бизнес-инкубатора пока четыре фирмы. Одна из них занимается выпуском автожиров и аксессуаров к ним; другая известна своими моделями катамаранов и системами водной и воздушной навигации; третья, дочернее предприятие КБ имени Туполева, специализируется на разработке аэросаней; четвертая трудится над корпоративным самолетом короткого взлета и посадки. Партнерские отношения бизнес-инкубатора с ВАСО, крупнейшим самолетостроительным заводом страны - дает надежду на то, что новые разработки быстро попадут в серию.
   Осуществлению этих планов должно способствовать и то, что в Воронежской области полностью завершена работа по созданию правовой базы, в частности, подготовлена и утверждена областная целевая программа "Развитие малой авиации на 2007-2011 годы", принят областной закон "Об инновационной политике". Программа ставит задачу разработки и серийного выпуска новых современных, конкурентоспособных на российском и международном рынках образцов летательных аппаратов малой авиации (не менее пятнадцати за время реализации программы).
   Одновременно с этим предполагается создать систему межрегиональных и местных авиационных линий по грузопассажирским перевозкам и оказанию авиационных услуг (не менее пятнадцати маршрутов). Для достижения этой цели в области будет образован региональный кластер по разработке, производству и эксплуатации малых летательных аппаратов.
   Общий объем финансирования по программе должен составить 4,5 миллиарда рублей, причем основную долю этой суммы (83,1 процента) составят частные инвестиции. В итоге появится более двух тысяч рабочих мест. Платежи в бюджеты всех уровней составят 1,3 миллиарда рублей. Тем самым Воронежская область сможет занять серьезную нишу в работе по реализации разрабатываемой в настоящее время федеральной целевой программы "Возрождение и развитие малой авиации России". Опыт и разработки бизнес-инкубатора, несомненно, будут востребованы.
   Число летчиков-любителей в России растет. Сегодня в стране зарегистрировано около двухсот владельцев малых самолетов и вертолетов, и ежегодно эта цифра увеличивается вдвое. Три четверти машин приобретено в лизинг. Однако понятно, что пока в стране не начнется серийное производство отечественных аппаратов, пока не будет налажена система технического и диспетчерского обслуживания малой авиации, не появится разветвленная сеть местных аэродромов, мини-самолеты останутся "игрушкой для богатых", без серьезного значения для развития экономики и социальной сферы.