27.06.2007 Санкт-Петербург: кто такой профессиональный изобретатель? Генеральный директор ООО "Триз-Шанс" (г. Санкт-Петербург), профессиональный инноватор Игорь Викентьев рассказал о профессии изобретателя, о тенденциях развития рынка вакансий. В.: Вас называют профессиональным изобретателем. Значит ли это, что в сфере трудовых ресурсов появилась новая профессия? О.: В силу постоянной конкуренции во всех областях жизнедеятельности очень часто необходимо разрабатывать новые решения, в том числе и технические, которые позволяют товару или услуге приобрести индивидуальные конкурентные особенности. Однако на сегодняшний день в мире нет ни одного учебного заведения, где готовили бы профессиональных инноваторов, способных разрабатывать эти решения. Необходимость в таких людях диктует рынок, спрос на них постоянно растет. А так как есть спрос, появляется и предложение, вследствие чего можно говорить о том, что вакансия профессионального изобретателя все-таки существует. В разных странах она называется по-разному: поисковик, специалист по функциональным основам анализа, но суть работы таких людей одинакова. Их главная задача - обойти патенты конкурентов, разработав принципиально новое решение. В.: Как давно появилась эта профессия? О.: Было несколько исторических всплесков, которые сформировали ее. Первая волна произошла в период кризиса в США в 20-30 годах 20 века, когда нужно было что-то придумывать. Вторая волна началась во время второй мировой войны, когда началась гонка вооружения. Подобные вспышки в истории человечества происходили и далее, и в основном являлись следствием войн или конкуренции. А так как профессиональному изобретательству не обучают, сейчас, в начале третьего тысячелетия, крупные фирмы охотятся за людьми, которые могут что-то делать на заказ. Например, мои ученики, работающие в штаб-квартире LG, постоянно находятся в поиске изобретателей по всему миру. Мало кто знает, что вся линейка продукции Gillette сделана в Санкт-Петербурге. После того как обострилась конкуренция с BIC, Gillette начал искать людей, способных разработать новые решения, принципиально отличающиеся от того, что предлагает конкурент. Эти люди были найдены в Питере, и компания сделала им заказ. Помимо этого, в "раскрутку" своих новых продуктов "Жилет" вложил около 120 миллионов долларов, причем только на первом этапе рекламной кампании. Но второй раз "Жилет" не обратился к этой команде, так как кризис был преодолен и потребности в дальнейших разработках специалисты этой компании не ощутили. В.: Иными словами, профессиональный изобретатель - это трудовой резерв, доступный только фирмам-гигантам, а малому и среднему бизнесу он не по карману? О.: К нам часто обращаются и представители среднего бизнеса. Просто у крупной фирмы объем потребностей в инновациях всегда больше, и поэтому она больше времени проводит в поиске. В.: Стоит ли ожидать появления специализированного рынка вакансий, предлагающего профессиональных изобретателей? О.: Да, безусловно. Любой вуз, неважно где, в России, Англии или Америке, готовит менеджеров, управленцев, хороших или не очень. А в ряде бизнесов, где происходит постоянное обновление технологий или тенденций, нужны инноваторы, которые будут не управлять, а делать. И дело идет к тому, что вузы начнут поставлять людей, изобретающих по заказу. В.: В последние три года очень много говорится о создании технопарков. Технопарк может способствовать развитию рынка профессиональных инноваторов? О.: Технопарк - это некое модное явление, которое в России активно муссируется прессой и властями всех уровней. Но делу подготовки изобретателей технопарк вряд ли будет содействовать. Он необходим не для создания качественно новой продукции или услуги, а, скорее, для реализации целых проектов. Однако нельзя отрицать того, что технопарки способны, как и вузы, поставлять рынку профессиональных инноваторов. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Business-Class" (Пермь) |