04.04.2004 В машинах можно будет нормально дышать Изобретенная российскими учеными система уже в недалеком будущем поможет эффективно решать проблему очистки воздуха в салонах автомобилей. Покупая новый автомобиль, попробуйте поинтересоваться, очищается ли воздух в его салоне, и если да, то каким образом. Ответ дилера едва ли вас порадует: даже в салонах самых дорогих импортных авто воздух ничуть не лучше, чем в отечественных машинах. Поэтому и водитель старого жигуленка, и водитель престижного европейского или американского автомобиля вынуждены вдыхать витающую в воздухе смесь угарного газа, углеводородов (прежде всего бензопирена) и окислов азота, причем концентрация этих веществ в салонах современных автомобилей приблизительно одинакова. С этой напастью автомобилистов до сих пор никому не удавалось ничего поделать: хочешь ездить в машине - готовься дышать отравой. Но недавно произошло событие, которое сдвинуло дело с мертвой точки - изобретенная российскими учеными система очистки воздуха уже в недалеком будущем поможет эффективно решать проблему салонного воздуха. - Главная проблема всех используемых сегодня автомобильных очистных устройств, - говорит изобретатель новой очистной системы Анатолий Кутьев, - это их неспособность к саморегенерации. К тому времени, когда машина пробегает тысячу километров, все без исключения системы засоряются, после этого они просто гоняют по салону грязный воздух. Можно даже поэксперементировать, спросить дилера, пытающегося продать вам любой дорогой автомобиль о системе очистки воздуха в салоне. В лучшем случае он честно признается, что ничего стоящего производители пока предложить не могут, хотя скорее всего начнут нести какую-нибудь ахинею. Сегодня применяется два способа очистки угольных фильтров: с помощью горячего (температурой около 200 градусов) водяного пара, который пропускают сквозь уголь под давлением 8 атмосфер или с помощью вакуума (этот способ применяют на Международной космической станции). И первый, и второй традиционные способы очень трудо- и энергоемки и дороги, что делает практически невозможным их массовое использование. Проблему пробовали решить неоднократно, но лучшее, что удалось придумать - это устанавливать фильтры, которые нужно ежедневно регенерировать. Однако кому захочется каждый день ковыряться в машине и возиться с фильтрами? - Наше изобретение должно произвести революцию в системе очистки воздуха, - считает ее разработчик. - Для того, чтобы полностью восстановить ее свойства достаточно 15 минут. Работает система циклично, в течении 4 часов она чистит воздух, следующие 15 минут - себя, после чего цикл повторяется. Многочисленные испытания показали, что система устраняет из воздуха до 95% опасных для здоровья примесей. Кроме того, фильтр поддерживает на нормальном уровне влажность воздуха. Очистное устройство состоит из 3 сорбционных патронов, активированный уголь станет поглощать углеводороды, специальный химпоглотитель - окислы азота, а низкотемпературный катализатор - угарный газ. Избытки влаги уничтожит силикагелевая добавка. Размеры рабочей модели суперочистителя - 50х40x20 сантиметров, вес - 21 килограмм. Однако уже сегодня изобретатели придумали ряд усовершенствований, которые позволят делать очистную систему меньше (47х17х20 сантиметров) и легче (7-8 килограммов). В определенном смысле базой для изобретателей стали разработки, сделанные советскими учеными для очистки воздуха... в космических кораблях. Однако новая система имеет целый ряд принципиальных отличий, изобретатели не только адаптировали разработки к земным условиям, но и использовали в ней собственные изобретения. Неудивительно, что они без проблем получили российский и американский патенты, со дня на день ожидают японского. К сожалению, заграничные производители оказались намного расторопнее россиян, поэтому начало массовому производству очистных систем будет положено не в России. |