07.08.2007  Белорусский суд защитил Martini

   Любопытное и уникальное для отечественного правового поля дело недавно завершилось в Верховном суде Беларуси. Известная мировая компания Bacardi & Company Limited, являющаяся владельцем не менее знаменитого товарного знака Martini, усмотрела нарушение своих прав на этот бренд со стороны двух белорусских импортеров - ИП "Белвингрупп" и ООО "ОП НИИ ПКД".
   Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Беларуси, рассмотрев иск Bacardi & Company к указанным компаниям, установила нарушение прав истца и запретила этим фирмам ввозить на территорию страны продукцию под товарным знаком Martini.
   Настоящее дело, как отмечают наши эксперты, первое в своем роде в Беларуси. Наша страна уже несколько лет является участником международных соглашений по охране интеллектуальной собственности, но только в последние годы государством, отдельными субъектами хозяйствования и физическими лицами предпринимаются меры по реальной защите своих интеллектуальных прав. Усиление внимания к этой области актуально, поскольку в последнее время в мировой практике заметна тенденция расширения рынка товарных знаков и прочих объектов интеллектуальной собственности. Эксперты считают, что, только осуществляя практические меры, можно защитить белорусский рынок от некачественных товаров, недобросовестной конкуренции и создать имидж государства, надежного с точки зрения охраны интеллектуальной собственности.
   Итоговое решение белорусского суда по делу о защите прав компании Bacardi и ее эксклюзивного поставщика СООО "Мидвест", уверены наши собеседники, даст толчок для других подобных исков. Компания Bacardi показала всем, как нужно защищать свою интеллектуальную собственность, а белорусский суд - что следует мировым нормам в этой области.
   Хотя судьям, может быть, пришлось и нелегко. Ведь это был один из первых международных исков по защите интеллектуальных прав собственника в Беларуси. Кроме того, ответчики, видимо, надеялись на снисхождение отечественного суда и боролись до конца.
   Так, их представители настаивали на том, что при ввозе Martini на территорию Беларуси (у ИП "Белвингрупп" поставщиком был американский посредник, у ООО "ОП НИИ ПКД" - израильский трейдер) они никогда не использовали этот товарный знак ни на товаре, ни на упаковке, а лишь реализовывали продукцию, которая была маркирована самим производителем.
   Также ответчики ссылались на принцип исчерпания прав, который содержит статья 20 Закона РБ "О товарных знаках". Суть его заключается в том, что владелец товарного знака не вправе запрещать его использование в отношении товаров, которые ввел в гражданский оборот сам или кто-то с его разрешения. Так как владелец товарного знака Martini предоставил права на ввоз в Беларусь компании "Мидвест", ответчики утверждали, что владелец прав уже ввел продукцию в гражданский оборот.
   Однако суд не согласился с таким расширенным толкованием статьи закона. Он пояснил, что принцип исчерпания прав касается только конкретного товара, ввозимого с разрешения правообладателя, и не распространяется на товар, ввезенный ответчиками. Так как единственной структурой, получившей право на ввоз Martini в Беларусь, является "Мидвест", суд признал факт незаконности ввоза напитка другими поставщиками и запретил им осуществлять его импорт в дальнейшем.