20.08.2007 Начинающему малому бизнесу нужны тепличные условия Закон о развитии малого и среднего предпринимательства был принят Госдумой в третьем чтении и одобрен Советом Федерации. Его ждали 15 лет. Но все эти годы малый бизнес вопреки всему развивался. Самостоятельно нашла дорогу в жизнь и идея бизнес-инкубаторов. Первые из них начали появляться при вузах, а с этого года сеть инкубаторов растет по всей стране. "Московские новости" решили выяснить, что представляют из себя теплицы, где выращивают будущих предпринимателей. Бизнес-инкубатор, как правило, государственная структура, в которой создаются наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления помещения, льготных ставок аренды и бесплатных услуг по поиску инвестиций. Федеральная целевая программа, разработанная МЭРТ, предусматривает конкурсный отбор проектов бизнес-инкубаторов и их последующее обустройство на условиях софинансирования. Для Москвы и Санкт-Петербурга соотношение федерального и регионального финансирования составляет соответственно 30 на 70; для регионов со средним уровнем развития - 50 на 50, для депрессивных регионов - 70 на 30. В первый год предприниматели платят 30% арендной платы, во второй - 50%, в третий - 70%. Проект может развиваться в бизнес-инкубаторе в течение трех лет. Сегодня в России действуют или находятся в стадии создания около 100 бизнес-инкубаторов. В бизнес-инкубатор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) с весны этого года заселились три студенческих проекта, отобранные в результате конкурса. Ребята из проекта "Smart-книга" решили сделать бизнес-литературу доступной для деловых людей: суть проекта в изложении ключевых идей автора на 5-8 страницах, без "воды". Таким образом, уделяя чтению всего час в неделю, за год занятый человек сможет прочитать 150 книг. Другая команда - "Серп и молот" - трудится над тем, чтобы собрать в единую электронную базу все существующие сегодня обучающие видеокурсы, а также снять свои видеоролики. Третья и пока что самая успешная команда - клуб носителей языка Native Speakers Club - уже имеет неплохие финансовые обороты и клиентскую базу. Студенту четвертого курса ГУ-ВШЭ Айнуру Абдулнасырову пришла в голову мысль создать организацию, которая могла бы подбирать качественных преподавателей - носителей языка для конкретного заказчика. Сегодня в команде клуба носители восьми языков - от самого распространенного английского до японского, китайского и арабского. "Наш клуб не банальная языковая школа, - объясняет Айнур. - Мы продвигаем культуру, оригинальный, живой язык, даем возможность окунуться в атмосферу Лондона или Парижа, находясь в Москве. А в перспективе отделения нашего клуба могут появиться в любой точке мира, поскольку это оригинальная бизнес-модель, которую можно масштабировать". Несмотря на то, что в инкубаторе фирмы готовы выращивать два года, ребята уже собираются переезжать в отдельное помещение и начинать самостоятельную жизнь. "Это необходимо для нормального развития, - объясняет 20-летний Роман Пашкин, финансовый директор клуба. - Здесь мы все-таки не совсем хозяева. Конечно, возникают противоречивые чувства. Тут нам дали условия для старта, без которых мы бы вряд ли выросли". Роману 20 лет, он тоже учится на четвертом курсе и прекрасно понимает: далеко не каждый в таком возрасте имеет возможность развивать собственное дело. "Это уникальный опыт, когда ты так молод и над тобой никто не стоит и не руководит, - говорит он. - Здесь никто не знает точно, как проект будет выглядеть в будущем. Поэтому есть возможность проявить все свое творческое воображение". Дмитрий Репин, руководитель бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, действительно не вмешивается в процесс. Он настроен довольно жестко. "Мы не беремся каждую команду научить всему. Смогли развить свой бизнес - молодцы. Не смогли - мы попрощаемся и заселим инкубатор более активными и инициативными", - говорит он. По словам Репина, для эффективного предпринимательства важно заложить нужные принципы. Их Дмитрий изучил за годы работы в Массачусетском университете (США) и теперь передает своим студентам. "Понятно, что на рынке уже есть большие игроки, - объясняет профессор Репин. - Чтобы привлечь внимание инвестора, начинающему бизнесмену нужно придумать оригинальный ход и показать потенциальным покупателям, какую выгоду они будут иметь от того, что используют именно ваш продукт. Каждый успешный бизнес - это набор исключений из правил". Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ провел опрос среди своих студентов, чтобы выяснить их отношение к предпринимательской деятельности. Оказалось, что 76% опрошенных студентов ВШЭ видят себя предпринимателями на каком-либо этапе своей карьеры. Результат неожиданный, если учесть, что в целом для населения России интерес к предпринимательской деятельности нехарактерен: по данным ВШЭ, только 5% наших сограждан являются предпринимателями и лишь 13% заявляют о желании открыть собственный бизнес. Эту ситуацию и должны переломить бизнес-инкубаторы - как учебные, работающие уже при многих крупных российских университетах, так и независимые региональные, создающиеся на базе целевой программы Минэкономразвития. Один из таких инкубаторов, выигравший конкурс МЭРТ, открыли 31 мая этого года в Нижнем Новгороде. Одноэтажное здание площадью 1430 кв. м, 16 офисных помещений, компьютеры, высокоскоростной интернет, конференц-зал на 100 человек - все это строили на условиях софинансирования (19,5 млн рублей выделил федеральный бюджет, 23 млн - область). Сегодня в Нижегородском инновационном бизнес-инкубаторе (ГУ НИБИ) "живут" семь проектов, к конкурсу готовятся еще четыре. Все они инновационные, связанные с высокими технологиями. Возраст участников - 20-24 года, это студенты либо выпускники нижегородских вузов. Максим Черкасов, директор ГУ НИБИ, уверен, что инкубаторы - верный путь поддержки малого бизнеса. «Мы помогаем малым предприятиям коммерциализировать проект: ищем инвесторов, учим составлять бизнес-план, даем консультации. Эта поддержка особенно нужна инновационному бизнесу, инвестировать в который не спешат: на выходе ты можешь получить 300-500% прибыли или не получить ничего», - рассказывает М.Черкасов. Условия для предпринимателей, попавших в нижегородский бизнес-инкубатор, действительно тепличные: вместо "рыночных" 700 рублей за кв. м на первом году реализации проекта они платят за аренду в семь раз меньше - 103 рубля. Получается, что аренда трех оборудованных рабочих мест обходится в смешную сумму - 1,8 тыс. рублей в месяц. Оценить льготу может любой практикующий предприниматель: он знает, что плата за аренду "съедает" от 40 до 60% всех оборотных средств. Все остальные услуги в ГУ НИБИ - консалтинг, маркетинг, поиск инвесторов - тоже бесплатные. Через три года предприниматели должны полностью "опериться" и выйти в рынок. "На выходе это будет полноценная компания с готовой продукцией, достаточным уровнем оборотных средств для того, чтобы существовать в условиях рынка", - уверен Максим Черкасов. Однако Елена Емельянова, президент Международной ассоциации "Система межрегиональных маркетинговых центров", смотрит на будущее выпускников инкубаторов с тревогой. «Самое тяжелое для них - выход в обычную жизнь, где не созданы условия для дальнейшего развития, - говорит Емельянова. - В Финляндии, например, бизнес-инкубаторы обязательно существуют в составе технопарков либо технологических зон. И, развившись, предприниматели переходят из инкубатора туда. В России же они оказываются на нашем "волчьем" рынке, где помещение можно получить только по аукциону, да и расценки на всё очень высокие». Выход, по мнению Елены Емельяновой, в комплексном развитии бизнес-инкубаторов и технопарков. Этому может помочь и новый закон о малом предпринимательстве. "Если в дополнение к нему будут сделаны поправки в законы о муниципальных и региональных властях, то поддерживать малый бизнес и создавать соответствующие комплексные программы будет их святой обязанностью, - считает Емельянова. - Важно также, чтобы местные власти поняли: чем больше малых предприятий, тем больше налогов и рабочих мест". Есть и еще одно обстоятельство, которое должно подтолкнуть власти к действиям. По словам Емельяновой, малый бизнес стареет. Она убеждена, если сегодня не привлекать молодежь к созданию собственного дела, то малые предприниматели рано или поздно просто исчезнут как класс. |