20.08.2007 Московская область: в Жуковском создадут технопарк на базе ЦАГИ для МСБ 21 августа стотысячный Жуковский станет авиационной столицей мира - здесь откроется очередной Международный аэрокосмический салон. Съедутся представители более 700 предприятий авиационной промышленности и авиакомпаний из России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Накануне этого события глава Жуковского Александр Бобовников ответил на вопросы корреспондента "РГ", рассказав не только о "небесных" перспективах города, но и вполне земных проблемах. В.: Жуковский получил статус наукограда в январе этого года. Какие кардинальные изменения произойдут в городе с присуждением нового статуса? Приходилось слышать мнение: он мало что дает, поэтому многие наукограды до сих пор не могут выбраться со дна ямы, в которую угодили в 90-е годы, когда в разы сократилось финансирование науки. О.: Лет шесть-семь назад некоторые наукограды в стране буквально погибали. Особой поддержки со стороны областных властей не было. Госзаказы сокращались, людям нечем было платить зарплату. Тогда город науки Жуковский тоже имел федеральное подчинение и буквально стоял на коленях. С приходом на пост губернатора Московской области Бориса Громова ситуация поменялась. И свою политику он выстраивал по другим принципам: делить города на федеральные и областные нельзя - власть обязана отвечать за всех жителей области. В.: И с деньгами область стала помогать? О.: Да. За шесть лет бюджет Жуковского вырос в 5-6 раз. Меня выбрали главой города в 2000 году. Тогда в бюджете города было 80 миллионов рублей, а сейчас - 1,5 миллиарда. Такой рост произошел и в других наукоградах области. Соответственно, улучшается благоустройство, строятся детские сады, больницы, школы... В.: Статус наукограда Жуковский получил в начале года, вряд ли город успел попасть в областную и федеральную программы финансирования подобных центров. О.: Сейчас пытаемся исправить такое положение. Из бюджета области уже выделено 50 миллионов рублей. В основном они пойдут на строительство детских садов, с которыми в городе большие проблемы. 1,5 тысячи семей стоят в очереди. Постараемся решить вопрос за 2-3 года. Однако статус наукограда не только обеспечил Жуковскому приток финансовых средств, но и воодушевил горожан. В.: Это правда, что само понятие "наукоград" появилось в Жуковском? О.: В самые беспросветные годы его придумали наши депутаты, среди которых было много ученых. Город и замышлялся как наукоград. Он назван в честь великого русского ученого Николая Жуковского. Его работы - основа идей, на которых базируется современная авиационная наука. В 1918 году Жуковский предложил советским властям создать комплексный научный центр - и вскоре начал работать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Спустя несколько лет для экспериментальной базы института, где могли бы проводиться испытания высокоскоростных самолетов-монопланов, выбрали место в пойме Москвы-реки, неподалеку от железнодорожной платформы Отдых. Для сотрудников института построили жилой поселок, названный в духе того времени - Стаханово, который в 1947 году и стал городом Жуковским. Он всегда считался наукоградом, общероссийским центром, где не только разрабатывались, но и претворялись в жизнь самые разные проекты в сфере авиации, радиоэлектронике и приборостроении. В ЦАГИ, Летно-исследовательском институте работает элита российской авиации. В Жуковском давно нашли прописку основные предприятия российского авиапрома, научные институты и конструкторские бюро. На них работает около 15 тысяч человек из 100 тысяч, проживающих в городе. В.: Жуковский, как предложил президент Путин, должен стать российским авиационным центром. В рамках этого проекта здесь развернут свою деятельность "Объединенная авиационная корпорация" (ОАК), в состав которой входят десятки компаний и учреждений, а также транспортно-выставочный комплекс "Россия", другие предприятия. Им есть где разместиться? О.: Уже сейчас городу дополнительно выделили 500 гектаров земли именно для развития его в качестве центра авиации. ОАК пока разместится в ЛИИ им. Громова, на базе летно-доводческих станций и баз, которые уже существуют: Туполев, Ильюшин, Микоян, Сухой, Яковлев. В дальнейшем будут реализовываться более серьезные планы. Это задача на много лет вперед. В.: В прессе появлялись сообщения об организации технопарка на базе ЦАГИ. Это дело далекого будущего? О.: Идея создания технопарка - наша общая с ЦАГИ, а областное правительство ее активно поддержало. Такая форма объединения научных, производственных, коммерческих структур в единую гибкую систему давно показала себя с самой лучшей стороны. Под крышей технопарка разместятся предприятия малого и среднего бизнеса, которые займутся научными разработками, будут претворять их в жизнь и реализовывать на рынке. Здесь же будет и своя учебная база. Этот центр станет определять наиболее эффективные технологии и направления технологического оснащения машиностроительных предприятий в области металлообработки. По предварительным оценкам, реализация этого проекта привлечет в город к 2010 году без малого 3 миллиарда рублей. По расчетам оборот средств, осуществляемый в технопарке, в несколько раз превысит нынешний оборот ведущих предприятий города. Сейчас он составляет порядка 2,5 миллиарда рублей. Значит, возрастут поступления и в местный бюджет. И помимо этого технопарк позволит открыть свыше тысячи новых рабочих мест. В.: Вы сказали, в технопарк придет малый и средний бизнес. А сейчас много таких предприятий в Жуковском, которые занимаются инновациями? О.: Есть, и у них очень интересные разработки. Например, одно из предприятий выпускает комплексные тренажеры для летчиков, как для гражданских, так и для военных. Инженеры другого предприятия разработали интересные приборы учета электроэнергии. С их помощью можем централизованно регулировать подачу электроэнергии. Некоторые предприятия параллельно с авиационными проектами работают в сфере медицины. Разработан прибор, который позволяет брать пробу билирубина без иглы. Незаменимая вещь, когда необходимо взять анализ, например, у ребенка. Прикладываешь к ладони - и через 2 секунды готов результат. Беда заключается в том, что это все трудно продается на рынке. Почему-то многие менеджеры предпочитают заключать дорогостоящие контракты за границей. Иногда сотрудники малых предприятий предлагают: давайте откроем фирму где-нибудь в Китае, вот тогда разработку купят. |