28.09.2007  Москва: милиция провела массовую зачистку пиратских торговых точек

   Московская милиция начала очередную масштабную операцию против медиапиратов. С начала этой недели в городе закрылась треть из 3,6 тыс. точек, торгующих дисками. По оценкам экспертов, из-за этого упущенная выгода участников черного медиарынка к концу недели составит около 2 млн руб. Между тем правообладатели отмечают, что антипиратские рейды милиции год от года теряют эффективность, поскольку ранее во время массовых проверок закрывалось до 75% пиратских точек.
   О том, что московский УБЭП начал массовые проверки точек, торгующих дисками, рассказали владельцы нескольких из них. "Нас предупредили, что операция продлится по крайней мере до конца этой недели", - рассказал один из предпринимателей. Как и во время предыдущих масштабных рейдов милиции, часть продавцов дисков прекратили торговлю. Корреспонденты «Коммерсанта» убедились, что сейчас закрыты торговые точки на Савеловском радиорынке, а также рядом с метро "Кропоткинская" и "Лубянка".
   "По нашим данным, сейчас из 3,6 тыс. точек, торгующих медианосителями, закрыта примерно треть, - говорит президент ассоциации «Русский щит» Юрий Злобин. - Еще треть торговцев убрали с прилавков контрафактные диски". По оценкам "Русского щита", сейчас еженедельный оборот нелегальной медиарозницы в Москве составляет около 6 млн руб. "Из-за вынужденного закрытия пираты за неделю могут потерять выручку в размере 2-3 млн руб.", - говорит господин Злобин.
   Начальник пресс-службы департамента экономической безопасности МВД РФ Андрей Пилипчук пояснил, что проверки проводятся в рамках операции "Контрафакт", длящейся с начала этого года. Сейчас как в Москве, так и в других городах России проводится ее очередной этап, заявил господин Пилипчук. В рамках этой операции сотрудники МВД выявляют и пресекают деятельность нелегальных производителей оптических носителей информации. Также выявляются каналы распространения пиратских дисков. Естественно в поле зрения правоохранительных органов попадают и торговые точки. Назвать результаты операции по розничным точкам в Москве в МВД затрудняются.
   Начатый на этой неделе рейд московской милиции не первая масштабная антипиратская операция. Впервые массовая зачистка пиратских торговых точек прошла в Москве в конце 2005 года. Тогда на пиратов она произвела шоковое впечатление: 75% дисковых ларьков и магазинов в Москве закрылось на одну-две недели, а приобрести в оставшихся контрафакт было трудно. При этом упущенная выгода пиратов, по оценкам участников легального рынка, составила не менее $1 млн. "С тех пор интенсивность проверок и эффективность действий правоохранительных органов снижаются год от года, - признает ответственный секретарь комиссии по безопасности информационного рынка совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Олег Яшин.-- Если в ходе аналогичной операции в прошлом году хотя бы временно, но все-таки закрылось 50% пиратских ларьков, то сейчас речь идет только о трети торговых точек".
   По мнению господина Яшина, пираты убедились, что масштабные проверки и операции МВД неэффективны: "Как правило, они заранее узнают о таких мероприятиях и закрывают торговые точки. Или же рассчитывают на то, что проверяющие до них просто не дойдут. Например, итоги операции «Контрафакт-2005» МВД не афишировало, и даже правообладатели о них ничего не знают. Возможно, потому что в итоге были возбуждены лишь единичные уголовные дела". Юрий Злобин из "Русского щита" отмечает, что конкретные результаты имеют только операции, направленные против конкретных пиратов: "Им предшествуют длительная подготовка, сбор улик, и проводятся они неожиданно для пиратов".
   Продавцы легальных дисков признают, что милицейские рейды оказывают на их бизнес минимальное влияние. "В последнее время мы начали отмечать некий эффект в Москве. В первую очередь это касается релизов новых фильмов, продажи которых во время масштабных проверок растут на 5-7%, - говорит председатель совета директоров концерна «Союз» Александр Менн. - Но по окончании рейдов продажи возвращаются на прежний уровень".
   Глава российского представительства производителя антивирусного софта Eset Андрей Албитов считает, что наиболее действенное средство борьбы с пиратством не рейды МВД, а маркетинг. "Несколько лет благодаря маркетингу пиратов на рынке смогли потеснить российские производители игр. Они начали продавать игры по цене пиратских дисков и брать деньги за дополнительные опции, которые пираты предоставить просто не могли, - отмечает господин Албитов. - Что касается более серьезного софта, маркетологи, по крайней мере в Москве, смогли убедить часть пользователей, что пользоваться лицензионными версиями программ и получать квалифицированную техподдержку комфортнее, чем связываться с пиратским ПО".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "КоммерсантЪ"