28.09.2007  Москва: в Тимирязевке появится бизнес-инкубатор

   Открыть свое дело не так просто, это поначалу весьма трудоемкое, затратное и рисковое предприятие. Но что же делать, если идея есть, а возможностей нет? Если проект действительно дельный и жизнеспособный, вам помогут в бизнес-инкубаторе. Такое учреждение вскоре откроется в САО г. Москвы на базе РГАУ-МСХА им. Тимирязева. О планах и перспективах «Молодежной газете» рассказала заместитель руководителя отраслевого аграрного бизнес-инкубатора Ирина Андреева.
   В.:Что представляет собой данный проект?
   
О.: Бизнес-инкубатор – это организация, создающая наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий и фирм. В стенах бизнес-инкубатора несколько десятков фирм, отдельные предприниматели и творческие коллективы работают рядом, общаются, перенимают опыт друг друга, здесь создается среда для неформальных контактов, образуется своеобразный микроклимат, благоприятный для развития творческого потенциала личности и цивилизованного предпринимательства.
   Наш инкубатор – отраслевой, то есть в его стенах предполагается ставить на ноги фирмы, которые будут работать в аграрной сфере. Если это уже сформировавшаяся фирма, которая обладает начальным капиталом, но ей не хватает необходимых знаний, площадок для разработки своего нового продукта, то мы можем предоставить ей наши лаборатории, богатую экспериментальную базу; сотрудники фирмы смогут получить квалифицированную помощь наших специалистов по широкому кругу вопросов. Если к нам приходит студент, предлагающий интересную перспективную идею, наша задача - найти инвестиции для коммерциализации этой идеи.
   На льготных условиях предпринимателям будут предоставлены офисные помещения, переговорные комнаты, они смогут пользоваться самой современной оргтехникой, телефонной связью, высокоскоростным Интернетом и т.д., на покупку и оплату которых начинающим предпринимателям приходится затрачивать немалые средства. В инкубаторе будущие бизнесмены будут платить намного меньше, чем если бы развивали свое дело самостоятельно. Словом, мы создадим все необходимые условия для развития малого бизнеса, как с нуля, так и из сформировавшихся, но еще не утвердившихся фирм. Причем здесь смогут воплощать свои идеи не только студенты университета, но и другая молодежь округа.
   В.: Почему Тимирязевская академия пошла на такой смелый шаг?
   
О.: Для Тимирязевки как ведущего аграрного вуза страны создание бизнес-инкубатора – закономерный этап развития. Ориентация бизнес-инкубатора на реализацию инновационных инвестиционных проектов в аграрной сфере в полной мере отвечает стратегической цели университета по его трансформации в инновационный центр аграрного образования, науки, технологий и консультирования. Вполне закономерно, что инкубатор формируется в месте, где возникают инновационные идеи, где велик потенциал ученых, молодых в том числе. В настоящее время университет реализует крупный инновационный образовательный проект, выигранный в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
   В.: Наверняка, работа над бизнес-инкубатором кипит вовсю?
   
О.: Для бизнес-инкубатора выделен отдельный корпус в «зеленой зоне» университета. Активно ведутся работы по его реконструкции. Площадь инкубатора составит около 1500 кв. м. Разрабатывается начинка инкубатора. Здание будет трехэтажным. Первый этаж – технический, возможно, там будут располагаться небольшое кафе, библиотека, секретариат, на втором этаже мы планируем разместить офисные помещения, переговорные комнаты. Проект третьего этажа пока находится в стадии обсуждения. Вероятно, там мы создадим бизнес-инкубатор третьего поколения.
   В июле делегация университета во главе с первым проректором посетила крупный бизнес-инкубатор в Финляндии. Этот инкубатор – часть научного парка, сфера разработок – биотехнологии и лесная отрасль. Конечно, точки соприкосновения у нас с ними есть. Ведь идеология развития бизнес-инкубирования не стоит на месте, она постоянно развивается, появляются новые проекты и идеи, направленные на повышение эффективности работы инкубаторов как элемента инфрастуктуры поддержки малого бизнеса. В этом плане мы несколько отстали от финнов.
   В.: Догоним!
   
О.: Без сомнения! Поэтому и хотим наладить сотрудничество. Финны разработали бизнес-инкубатор третьего поколения, который ориентируется на человеческий потенциал и создание благоприятных условий для его максимального выявления и использования. Бизнес-инкубатор, который нам удалось посетить, даже называют бизнес-реактором. Там нет отдельных офисов, создано единое пространство, образовалась среда для постоянного общения участников инкубатора, и работать там можно круглосуточно. Не меньший интерес у нашей группы вызвало уникальное программное обеспечение - виртуальная среда Glow. Суть ее в следующем: любой начинающий бизнесмен, обозначив системе суть своих потребностей, получает на экране монитора имя человека, с которым ему по данному вопросу можно проконсультироваться. Сейчас мы ведем переговоры с финской стороной и, возможно, на третьем этаже нашего инкубатора возникнет нечто подобное.
   В.: Студенты университета уже знают о новом проекте?
   
О.: В широкой массе пока нет. Но по окончании строительства мы обязательно начнем мощную информационную компанию. Наши студенты должны обрадоваться новости. Совсем недавно мы проводили анкетирование среди студентов пятого курса. Вопросы исследования были в основном о предпринимательстве и о возможности и желании открыть свой бизнес. Получили очень интересные цифры.  Оказалось, что видят себя предпринимателями около 57% выпускников Тимирязевской академии. Такой результат нас приятно удивил. Причем около 18% пятикурсников уже могут сформулировать свою бизнес-идею.
   Этой осенью, когда начнутся занятия, подобное анкетирование мы обязательно проведем среди студентов 3–4 курсов, поскольку, как нам видится, это основной контингент студентов для работы в бизнес-инкубаторе. И если они еще не готовы к тому, чтобы открыть свое дело, ребята вполне могут работать в фирмах – арендаторах инкубатора, учиться на примере реального бизнеса, готовить свои курсовые и дипломные проекты.
   В.: 18% ребят уже с идеями! То ли еще будет… Но как будет идти отбор достойных проектов?
   
О.: Будет организован достаточно серьезный отбор проектов на конкурсной основе. Ведь каждый нужно проанализировать на предмет его жизнеспособности и перспективности. Чрезвычайно важно понять, будет ли он востребован на рынке. Своеобразным фильтром идей выступит консультативный, или инвестиционный, совет из числа авторитетных представителей инвестиционной среды, а также руководителей крупных аграрных предприятий Москвы и Московской области. Проекты, прошедшие отбор, будут инкубироваться, то есть воплощаться в жизнь.
   В.: Как скоро фирма сможет стать самостоятельной и выйти из инкубатора?
   
О.: В среднем в мире это происходит через 2–3 года. Считается, что к этому времени фирма должна прочно утвердиться в своем сегменте рынка и получать стабильный доход.
   В.: Хорошо. Но и инкубатор не должен остаться в убытке.
   
О.: Инкубатор сам по себе является бизнес-проектом. На начальных этапах бизнес-инкубатору самому нужны инвестиции. Сейчас нам их предоставляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и правительство Москвы. Но в последующем инкубатор будет находиться на самофинансировании и существовать на отчисления фирм-арендаторов.
   В.: Только ли ребята будут предлагать идеи и бизнес-проекты, или возможен вариант, когда под идею будут подбираться люди?
   
О.: Все возможно, о таких вариантах мы тоже думали. В ближайшее время наша делегация отправится в Голландию, в очень крупный аграрный университет Вагенингена, где тоже есть бизнес-инкубатор. Возможно, какие-то интересные идеи можно будет перенять и у них.