11.10.2007  С.Миронов: "Образование – это фундамент инновационного развития страны"

   В связи с проведением в нашей стране масштабных социально-экономических преобразований на сегодняшний день требуется приток большого количества высококлассных специалистов и рабочих в самые различные сферы российской экономики.
   Образование является фундаментом инновационного развития страны, и от успеха в сфере подготовки и переподготовки кадров зависят успехи российской экономики в целом.
   Благодаря принятым по инициативе президента Российской Федерации мерам образование сегодня — крупнейшая статья расходов консолидированного бюджета.
   Первые результаты реализации национальных проектов показали, что значительное повышение эффективности вкладываемых средств напрямую зависит от уровня квалификации кадров. Между тем без существенных инвестиций в подготовку и переподготовку кадров невозможно добиться резких изменений к лучшему.
   Кадровый дефицит — одна из наиболее острых проблем современного АПК. Здесь нужны люди, умеющие по-новому организовывать производственный процесс, обеспечивая внедрение новых технологий, повышение производительности труда.
   Это относится и к реформированию ЖКХ. Эффективность расходования огромных средств во многом зависит от профессионалов, которым доверяется управление жилым фондом, его ремонт и обслуживание.
   В отрасли нужны грамотные инженеры, управленцы, юристы, экономисты, чтобы создать конкурентоспособные управляющие компании. Не менее важно, чтобы и представители рабочих специальностей имели высокую квалификацию. И в целом крайне актуальна проблема нехватки рабочих кадров высокой квалификации. Решение этих проблем возможно в рамках специальной федеральной целевой программы «Рабочие кадры».
   Рынок труда формируют не только большие фирмы, которые способны самостоятельно решать проблему обучения кадров, но и небольшие предприятия, опирающиеся на систему государственной подготовки. Если нужные специалисты не находятся, то кадровые проблемы будут решаться за счет импорта дешевой рабочей силы из ближнего зарубежья. Кстати, в бывших советских республиках, особенно в Средней Азии наблюдается — в противоположность России — рост спроса на обучение в ПТУ. Значительная часть их выпускников заранее ориентированы на работу в России.
   Хочу выразить сожаление, что возможности подключения предпринимателей к подготовке по рабочим специальностям пока весьма ограниченны. Они рассматривают работника по старой советской традиции как элемент производственных затрат, которые надо свести к минимуму. Тогда как инновационная экономика требует относиться к человеку как важнейшему ресурсу производства.
   Развитие экономики требует не только новых форм хозяйствования, но и новой организации управления. Переход к созданию государственных корпораций в приоритетных для экономики сферах потребует и привлечения кадров, обладающих не только необходимыми знаниями, но и владеющих иной управленческой психологией. Речь идет прежде всего о нанотехнологиях, атомной энергетике, авиа- и судостроении.
   Очевидно, что решение грандиозных задач по подготовке и проведению Олимпиады 2014 года в Сочи потребует как новых управленческих решений, так и кадров, способных такие решения принимать. Необходима продуманная стратегия подготовки значительного количества высококвалифицированных кадров для воспитания спортсменов, развития инфраструктуры спорта, спортивной медицины, туристического бизнеса.
   Наряду с проблемами финансового обеспечения подготовки и повышения квалификации остро стоит проблема содержания и методики образовательного процесса. В конечном итоге речь идет о том, чему учат будущих специалистов государственного и муниципального управления и каков уровень квалификации преподавателей.
   Одним из ключевых звеньев подготовки кадров должна стать современная система профессионального образования. В России не хватает примерно 250 тысяч грамотных управленцев со степенью Эм-Би-Эй («мастер бизнес-администрирования»), способных вести дело в соответствии с международными стандартами. Напомню, что в России только 52 учебных заведения имеют лицензию на обучение по программам Эм-Би-Эй и только пять из них аккредитованы Международной Ассоциацией Эм-Би-Эй.
   В связи с этим России необходим закон, обеспечивающий государственную стандартизацию российских программ Эм-Би-Эй. Кроме того, нужно отделить степени кандидата и доктора наук от практической степени Эм-Би-Эй. Если исследователь для своих разработок заинтересован получить научную степень, то управленцу для руководства предприятием более важно обладать степенью Эм-Би-Эй.
   Хочу отметить, что развитие системы образования работников управления и администрирования имеет своей целью подготовку топ-менеджеров международного уровня для отечественных предприятий. Я выступаю за введение соответствующих курсов в ведущих российских вузах, за создание школ Эм-Би-Эй, способных не только избавить нашу страну от кадровой зависимости в сфере управления, но и послужить формированию самостоятельных современных научных школ, опирающихся на колоссальный опыт внутренней хозяйственной практики.
   Тема подготовки кадров для экономики и государственного строительства весьма многогранна и чрезвычайно важна. Решить проблемы, стоящие на повестке дня, можно и нужно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: общества и государства; законодателей и исполнителей; федеральных и региональных властей.