14.10.2007  В Интернете покупают в три раза меньше, чем выбирают

   11-12 октября в Москве прошла третья конференция «Электронная торговля 2007», организованная Oborot.ru и Ассоциацией «Интернет и Бизнес».
   Это мероприятие - место встречи владельцев, руководителей и сотрудников лидирующих интернет-магазинов, сервисных компаний – да и просто бизнеса, заинтересованного в использовании Интернета как эффективного канала продаж.
   Участники конференции получили возможность ознакомиться с новыми методиками и тенденциями, расширили свое видение рыночной ситуации благодаря активным дискуссиям при обсуждении докладов и во время круглых столов.
   Интересный доклад об аудитории электронной коммерции в 2007 году представил Федор Вирин, директор по исследованиям Mail.ru. Представленные им данные были получены на основе исследований, проведенных в конце 2006г. Mail.ru совместно с J’Son & Partners в интерфейсе почты Mail.ru (7000 респондентов), а также исследований МАСМИ весной 2007г. (онлайн-опрос, 70 тыс. анкет).
   Опрос 2006г. показал, что значительная доля аудитории Сети – 52% - используют интернет-магазины для выбора (36,8%) и сравнения (15,2%) товаров. Заказывают не на сайте 8,5%, а покупают на сайте 27,9% пользователей.
   Большинство пользователей совершают покупки несколько раз в год, т.е. достаточно редко. Половина всех пользователей, совершивших покупки в интернет-магазине, приобрели первый опыт за последний год. Более 2/3 всех покупателей в интернет-магазинах считает свой опыт взаимодействия с ними полностью (14%) или скорее удачным (24%).
   Основные покупатели и Интернете – люди возрасте от 26 до 55 лет. Более молодые и люди страших возрастов пользуются интернет-магазинами редко, предпочитая использовать их для сравнения цен. Женщины используют Интернет для совершения покупок несколько реже мужчин.
   Наибольшее влияние на потребительское поведение, естественно, оказывает доход: максимум потребительской активности наблюдается при душевом доходе 40-60 тыс. руб. в месяц, хотя начиная с 20 тыс. дохода активность пользователей в совершении покупок растет уже не слишком значительно.
   С точки зрения географии в Интернете есть всего два региона – Москва и «не Москва»: доля пользователей, совершающих покупки во всех регионах, вдвое ниже, чем в Москве. Более того, даже в Питере картина примерно такая же, как в среднем по стране.
   Исследование весны 2007г. дополнило картину рынка электронной торговли несколькими интересными фактами. Так, опрос 2006 показал, что основное количество покупок совершается пользователями дома, а опрос 2007г. дополнительно выявил некоторые особенности. Действительно, из офиса совершается почти вдвое меньше покупок, чем из дома, причем для офисных пользователей менее характерно оплачивать покупки сразу. В то же время, если посмотреть на долю покупателей от общего числа пользователей, то окажется, что офисные пользователи более активны на электронных магазинах.
   Более половины всех покупок в Сети совершается пользователями, имеющими доступ к Интернету всю неделю (их всего более 40%). Второй заметной группой покупателей являются те, у которых доступ есть только в будние дни.
   Опрос 2007г. также показал, что выбирают товары в интернет-магазинах примерно втрое больше людей, чем покупают. Так, выбирают в Сети: сотовые телефоны – 30% пользователей, книги – 26%, компьютеры и периферию – 21%. Покупают: книги – 17%, аудиосредства – 13%, сотовые телефоны – 11%.
   Среди основных недостатков работы интернет-магазинов были названы «нельзя подержать» (42%) и неуверенность в качестве.
   В представленном Ольгой Фейгиной, руководителем отдела онлайн-исследований фонда «Общественное мнение» докладе «Финансовое поведение в Интернет: практики, проблемы, ожидания» (по опросу в мае-июне 2007г. 6000 респондентов в 200 населенных пунктах 63 областей РФ) было отмечено, что за последние полгода 56% пользователей Интернета приходилось искать в Сети информацию о необходимых товарах и услугах. При этом доверие системе оплаты через Интернет пока невелико: 28% пользователей считают ее надежной и безопасной, в то время как 43% придерживаются противоположной позиции. Согласно опросу, доля пользователей, покупавших какие-либо товары или услуги в Интернет, невелика и составляет 15%.
   Олег Прусаков, начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора, выступил на конференции с разъяснениями по поводу вышедшего недавно постановления правительства «О правилах продажи товаров дистанционным способом». По его словам, главное нововведение – это обязательность доведения полной и достоверной информации о продавце (с указанием названия организации и юридического адреса) и товарах на сайтах электронных магазинов, а также детальная регламентация взаимоотношений между потребителем и продавцом в процессе приобретения товаров. Кроме того, как известно, по новым правилам любой товар в течение 7 дней может быть возвращен продавцу, а алкоголь вообще запрещен к продаже дистанционным способом.
   Валентина Супонина, представитель МЭРТ, рассказала участникам конференции о готовящемся законопроекте о торговой деятельности в РФ и отметила, что в нем отдельная глава будет посвящена электронной торговле, однако о деталях, содержащихся в ней, не сообщила, так как текст законопроекта готовится ГУ-ВШЭ. Согласно планам, этот законопроект внесут в правительство в ноябре с.г., а в Госдуму – в декабре.
   ИА "Альянс Медиа"