18.10.2007 Партнерство государства, бизнеса и вузов выгодно всем сторонам В российской системе образования необходимо использовать инструмент государственно-частного партнерства, что выгодно всем сторонам: и государству, которое получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, и бизнесу, который сможет влиять на качество подготовки специалистов, и учебным учреждениям, которые привлекут дополнительное финансирование и будут реализовывать инновационные образовательные программы. О том, как развивается в нашей стране такое партнерство, шла речь в четверг, 18 октября, на круглом столе «Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект», который провел Комитет ГД по образованию и науке. Как отметила, открывая работу круглого стола, заместитель председателя комитета Валентина Иванова, в России государственно-частное партнерство активно развивается в целом ряде отраслей, однако в сфере образования «этот вопрос пока остается в форме обсуждений». Тем не менее определенные шаги предпринимаются и со стороны государства, и со стороны бизнеса. Так, начала действовать система образовательного кредитования, появилась практика подписания трехсторонних договоров о подготовке специалистов бизнесом, властными структурами и образовательными учреждениями. Среди проблем, которые тормозят развитие государственно-частного партнерства в сфере образования, В.Иванова отметила отсутствие налоговых стимулов для работодателя вкладывать средства в подготовку специалистов. В связи с этим расходы российских предприятий в этой области находятся на уровне 0,7% прибыли, тогда как в европейских странах этот показатель составляет 10-12%. И хотя такие крупные предпринимательские структуры, как РЖД, РАО «ЕЭС», Лукойл, Газпром и ряд других, реализуют программы подготовки специалистов, это, по словам В.Ивановой, все-таки скорее исключения. Для решения данной проблемы, сообщила она, был разработан законопроект о предоставлении бизнесу соответствующих налоговых льгот, теперь он нуждается в поддержке со стороны правительства. Бизнес действительно заинтересован в подобных мерах налогового стимулирования, так как он нуждается в квалифицированных кадрах. Со своей стороны предприниматели готовы активно сотрудничать как с государством, так и с образовательными учреждениями. Примером такого сотрудничества может служить соглашение между Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Министерством образования и науки РФ, подписанное в июне текущего года. Как сообщил руководитель департамента социальной политики РСПП Федор Прокопов, данный документ подразумевает стратегическое партнерство союза и министерства и охватывает целый ряд сфер: формирование национальной системы квалификации и национальной системы стандартов профессионального образования, системы независимой оценки качества образования, а также разработку современных инновационных программ профессионального образования. Говоря о том, что деловые круги намереваются предпринимать в плане сотрудничества с образовательными структурами, Ф.Прокопьев сообщил, что в рамках такого партнерства бизнес будет осуществлять финансирование учебных учреждений, выигравших конкурсы нацпроекта «Образование»: размер финансирования, по его словам, составит 3 млрд рублей, однако вполне возможно его последующее увеличение. Кроме того, предпринимательское сообщество готовит стандарты профессионального образования: в ближайшее время будут утверждены такие стандарты для специалистов сферы питания и отельеров, также завершается работа над стандартами для IT-специалистов и авиастроения. В то же время Ф.Прокопьев заметил, что работа над этими стандартами «идет очень тяжело», что связано, в частности, с тем, что сложно убедить бизнес, особенно крупный, в необходимости участия в этой деятельности. Также ведется мониторинг правоприменительной практики работы эндаументов, вероятно, в начале 2008 года бизнес-сообщество выступит инициатором законопроекта, вносящего ряд поправок в соответствующее законодательство. Более подробно Ф.Прокопьев остановился на вопросах налогообложения, высказав некоторые пожелания бизнеса в этой области. Так, по его словам, необходимо позволить относить на себестоимость расходы на содержание образовательных учреждений и подготовку преподавателей, а также на повышение квалификации не только штатных, но и потенциальных сотрудников. Кроме того, следует повысить размер социальной налоговой льготы с нынешних 50 тыс. рублей в год до 150 тыс. рублей в год, а также распространить ее на всех студентов вне зависимости от формы их обучения. Важность сотрудничества с бизнесом понимают и образовательные учреждения. Так, ректор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Виталий Видяпин заметил, что государство не в состоянии финансировать деятельность высшей школы абсолютно по всем направлениям, в связи с чем необходимо привлекать в образование частные инвестиции. В то же время он подчеркнул, что в таком сотрудничестве бизнеса и учебных учреждений нельзя спешить, следует сначала проработать все виды привлечения частных инвестиций на уровне эксперимента. Наиболее действенной моделью сотрудничества предпринимательства и образовательных структур ректор считает соучредительство. В своих рекомендациях участники круглого стола отмечают важность государственно-частного партнерства в области образования для всех заинтересованных сторон: государству использование этого механизма позволит развивать рынок образовательных услуг, тиражировать передовой опыт, внедрять механизмы взаимодействия вузов с работодателями, совершенствовать системы управления в сфере инновационной деятельности; инвесторам – участвовать в научной деятельности вузов, создавать и совершенствовать образовательные стандарты, развивать на базе учебных учреждений инфраструктуру инновационной деятельности, привлекать студентов и преподавателей к выполнению научно-исследовательских работ; учебным учреждениям – получать дополнительное финансирование и создавать новые модели интегрированного образовательного комплекса. Участники круглого стола рекомендуют Правительству РФ, в частности, создать необходимую институциональную, правовую, экономическую и организационную среду для формирования полной законодательной базы по государственно-частному партнерству в сфере образования, для внести изменения в НК РФ, а также обеспечить проведение в течение пяти лет экспериментов по внедрению моделей государственно-частного партнерства: вхождения бизнеса в состав стратегических партнеров образовательных учреждений; реализации трехсторонних соглашений целевой подготовки специалистов; формирования системы базовых предприятий для учреждений начального и среднего профессионального образования. ИА "Альянс Медиа" |