18.10.2007  А.Иоффе: законодательство по ЭТ нужно совершенствовать

   18 октября состоялось заседание президиума правления ТПП РФ «Электронные торги: опыт, проблемы, перспективы. Опыт торгово-промышленных палат» по вопросам развития в России электронных торгов.
   Открывая заседание, президент ТПП РФ Евгений Примаков предоставил слово для основного доклада председателю комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства Александру Иоффе.
   А.Иоффе отметил, что проблема электронной торговли в России чрезвычайно актуальна: страна занимает 15-е место в мире по охвату населения Интернетом, а к концу года в России будет 32 млн интернет-пользователей.
   По словам А.Иоффе, в стране интенсивно развиваются все сегменты электронной коммерции – платежные системы, розничные интернет-магазины и др.
   "Доля сделок, совершенных посредством электронных торгов (ЭТ), однако пока невелика – первое полугодие 2007 года выявило лишь 15 тысяч ЭТ на сумму в 130 млрд рублей, но этого мало. Россия должна стать полноправным участником мировой системы электронной коммерции", - считает А.Иоффе.
   Вместе с тем, по его словам, технологии электронной торговли всё чаще и больше осваивают госорганы. Москва планирует перевести в электронную форму 15% своих закупок.
   "Не отстаёт и крупный бизнес: такие компании, как Связьинвест, Магнитогорский металлургический комбинат, группа «Мечел» давно пользуются электронными аукционами, а электронные площадки с многомиллиардными оборотами имеют РАО «ЕЭС», «Северсталь», «Татнефть». Годовой оборот продаж, проведенных через свою электронную площадку компании Дилайн (дистрибьютера компьютерного оборудования), составил свыше 150 млн долларов. Розничные сети «М-видео», «Мир», «Техносила» используют Интернет в качестве одного из каналов продаж своих товаров. Лидерами электронной торговли являются цифровая, компьютерная, аудио-, видео- и бытовая техника, книги. Активно начали развиваться и другие виды электронных услуг – страхование, консалтинг, туризм и др. Рост электронного сектора российской торговли составляет от 30 до 50% в год", - отметил А.Иоффе.
   "Мировая практика показывает, что электронная торговля является одним из основных видов поддержки и развития малого и среднего бизнеса: использование механизмов ЭТ при минимальных затратах открывает МСБ доступ ко всему рынку потенциальных покупателей", - продолжил он.
   По данным НАУЭТ, в 2007 году более 60% сделок пришлось на долю МСП, в первом полугодии их объем составил 2,543 млрд долларов, то есть меньше чем за год объем электронных контрактов, полученных малым бизнесом, вырос на 117%. В 2008 году МСБ получит контрактов на 7 млрд долларов, предполагают эксперты.
   Экономия от использования ЭТ в госзакупках пока колеблется в пределах от 10 до 17%, подчеркнул А.Иоффе. Основная задача ЭТ – минимизация «человеческого фактора», сокращение сроков, расходов, повышение прозрачности торгов, борьба с коррупцией.
   "В ряде регионов в процедурах госзакупок активно принимают участие торгово-промышленные палаты – в Башкортостане, Карелии, Саратовской, Архангельской, Новгородской областях, Санкт-Петербурге. Они же проводят подготовку специалистов малого бизнеса к участию в электронных торгах, организуемых властными органами", - сказал А.Иоффе.
   Однако препятствий, по его словам, на сегодня предостаточно: сохраняется ограничение на предельную величину государственного и муниципального заказа, который может быть выставлен на электронный аукцион (1 млн рублей), и это препятствие для многократного увеличения сектора следует, по мнению А.Иоффе, отменить.
   Вызывает сожаление несовершенство номенклатуры продукции размещаемых заказов, невозможность получения необходимой информации о размещаемом госзаказе. Номенклатура – ключевое звено для организации любой системы электронных закупок. Пробная же версия ее, разработанная МЭРТ, далека от совершенства. Поэтому администраторы пользуются собственными суррогатами номенклатур или вообще отказываются от них, тем более, что в законе номенклатура вообще не прописана.
   Участники ЭТ не могут на сегодня обмениваться электронными документами, что как раз предусмотрено федеральным законодательством. Декларативность использования электронного документооборота должна быть заменена четким, недвусмысленным регламентом, обязывающим чиновника исполнять его.
   Кроме того, считает А.Иоффе, необходимо разработать и внедрить:
   - порядок ведения контрактов, процедур, конкурсных комиссий;
   - порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков;
   - порядок пользования сайтами в Интернете, на которых осуществляются электронные аукционы и утверждаются стандартные требования к средствам доступа и использования таких сайтов.
   Правовое регулирование российских ЭТ до сих пор не определяет юридически понятия электронной торговли и коммерции вообще, электронной сделки и документа. Нормы распределены по целому ряду законов и подзаконных актов. Исправить положение может лишь принятие федерального закона «Об электронной коммерции», полагает А.Иоффе.
   Анализ конкурсных закупок выявил следующие недостатки:
   - нарушение заказчиками процедур торгов, то есть порядка принятия конкурсной документации, а также внесения изменений в конкурсную документацию, вскрытия конвертов, определения победителя, уведомления о результатах конкурса, заключения контрактов;
   - нежелание госзаказчиков проводить аукционы в электронной форме, сознательный отказ от них в пользу других форм госзакупок.
   «Закон не описывает, как участники размещения заказа допускаются к ЭТ», - сообщил А.Иоффе. По его мнению, участие в ЭТ всех желающих приводит к появлению большого количества недобросовестных поставщиков, срывам поставок, недовольству заказчиков.
   Далеко не всё решено и в плане применения электронной цифровой подписи (ЭЦП), в самой инфраструктуре открытых (публичных) ключей (а опыт, накопленный здесь Москвой, переоценить сложно). Режим применения ЭЦП разрешён законодательством лишь в сегменте технологических процедур, связанных с электронными аукционами.
   Федеральное законодательство должно подробно регламентировать использование ЭЦП. Аукционы же являются наиболее прозрачной формой закупок, и поэтому их необходимо всячески развивать. При этом следует обратить особое внимание на подготовку специалистов в области ЭТ, улучшить информационное обеспечение ЭТ в Интернете, для чего принять на федеральном уровне отдельные нормативно-правовые акты, определяющие порядок использования официальных сайтов и требования к размещению на них информации. Интернет нужно использовать с максимальной эффективностью, считает А.Иоффе.
   Отдельно он рассмотрел проблематику малого бизнеса, участвующего в госзаказе.
   "Рекомендации консорциума мировых банков, Евросоюза и ООН содержат требование формирования регистра компаний, изъявляющих желание участвовать в ЭТ, выступать госпоставщиками. Подавляющее количество стран это требование исполняют, содержа и пополняя централизованные информационные базы при помощи общегосударственных, региональных и местных структур власти. Создание подобного регистра в России существенно облегчит жизнь малого бизнеса", - считает А.Иоффе.
   Малые предприятия, по его словам, сегодня не имеют возможности реализовывать проекты, стоимость которых превышает определенный порог – либо по законодательным ограничениям, либо по причине отсутствия необходимых ресурсов. Следовательно, требует разрешения вопрос об участии МП в крупных проектах в качестве субподрядчиков.
   В США, например, все госзаказы, распределяемые на конкурсной основе, содержат требование к поставщику привлекать к участию малые предприятия, и невыполнение этого правила влечет серьезные последствия. И российский закон должен содержать подобную норму, считает А.Иоффе.
   МП должны включаться в «пулы» для выполнения сложных и дорогих заказов, добавил он.
   В США заказы на суммы меньшие, чем 25 тысяч долларов, заранее принадлежат исключительно МП и размещаются с помощью упрощенной процедуры (аналогичной российскому запросу котировок).
   Вызывает беспокойство и качество взаимоотношений госзаказчика и госпоставщика: представители МП отмечают, что
   в извещении о запросе котировок не указана возможность предлагать аналог при заказе продукции определенной марки, составление извещения с указанием требований, заведомо соответствующих параметрам конкретного поставщика, утрата заказчиком конкурентоспособных котировочных заявок, отправленных средствами, хотя и предусмотренными в извещении (факс, электронная почта), но не позволяющими получить официальное подтверждение доставки, смешение в одном запросе котировок трудно совместимых продукции или услуг, досрочное разглашение сведений котировочной заявки заинтересованным лицам, установление срока окончания подачи заявки ранее времени заседания котировочной комиссии.
   «Эти моменты кардинально влияют на атмосферу рынка госзаказа», - заявил А.Иоффе.
   Основной задачей государства он считает совершенствование законодательства, а что касается роли ТПП, то она, по его мнению, должна заключаться в содействии развитию законодательства об ЭТ и госзакупках, особенно в части участия в них МСБ, распространении передового опыта, повышении информационной открытости, развитии информационной и экспертной инфраструктуры, подготовке специалистов по электронным торгам.
   «Должен признаться, наш комитет недостаточно уделял внимания этим вопросам. Думаю, что в его составе следует сформировать специальную секцию с привлечением представителей бизнеса, экспертов и чиновников для постоянного обсуждения вопросов электронной коммерции и выработки консолидированных предложений для практической реализации», - заключил А.Иоффе.
   По результатам заседания Е.Примаков сделал несколько выводов о представленном проекте резолюции.
   Первое, что он отметил в отношении необходимости совершенствования электронных торгов, - вопрос конкурентоспособности российских предприятий, далее – демонополизацию российской экономики, имеющую непосредственное отношение к малому бизнесу, и, наконец, борьбу с коррупцией.
   «У нас до сих пор отсутствует механизм оценки качества электронных торгов. Цена, качество, мобилизационная готовность предоставить товар в определенные сроки – все три показателя должны составлять мобильную оценку поставщика», - считает Е.Примаков.
   «Старые препятствия на пути электронных торгов, коренящиеся в несовершенстве законодательства, еще не устранены, но уже наметились новые опасности – электронное рейдерство. В резолюции должен быть отражен наш опыт проведения электронных торгов в регионах, конкретное указание на препятствия их проведению», - заметил Е.Примаков.
   «Я считаю, что в ближайшее время нужно сделать брошюру, не стенографический отчёт, а именно брошюру, выделяющую конкретные проблемы на пути совершенствования системы электронных торгов в России», - заключил он.
   ИА "Альянс Медиа"