06.11.2007  Москва: необходимо создать механизм внедрения научных разработок

   Обсуждение проблемы вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности состоялось 6 ноября на заседании правительства Москвы.
   С основным докладом по данному вопросу выступил руководитель ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (МКНТ) Дмитрий Ротатаев.
   Он заявил, что наукоёмкой продукции Россия производит на 7 млрд долларов, что составляет всего 0,3% от мирового производства.
   «Между тем темпы роста продаж наукоёмкой продукции в мире превзошли в последние годы даже темпы роста продаж продукции сырьевого сектора», – отметил Д.Ротатаев.
   По его мнению, следует незамедлительно наладить работу с самой интеллектуальной собственностью (ИС), а потом уже встроить защищенные законом объекты ИС в хозяйственный оборот.
   «Камнем преткновения» сегодня является проблема патента, считает Д.Ротатаев.
   «Когда-то мы занимали третье место в мире по количеству регистрируемых патентов, но теперь откатились на десятое, пропустив вперед Австралию, Канаду, Китай и даже Индию», - сообщил Д.Ротатаев.
   По его словам, в преддверии вступления России в ВТО ситуация лишь ужесточится: многие российские предприятия уже сегодня могут быть обвинены в нарушении патентных прав. В России крайне мало внедряемых в производство патентов, добавил Д.Ротатаев, низок «коэффициент патентной активности», но он отличается от коэффициентов развитых западных стран вовсе не на порядок, а меньше.
   "Ситуация здесь не совсем тупиковая", - считает Д.Ротатаев.
   «Система авторских свидетельств в СССР была чисто уведомительной, все права на использование изобретений принадлежали государству, но и сегодняшняя система в России напоминает карточный домик – если один ее элемент не взаимодействует с остальными, всё может быть разрушено в мгновенье ока», - считает Д.Ротатаев.
   Эффективность деятельности московских создателей ИС крайне мала, полагает он. Вузовская наука Москвы сегодня даёт лишь 7% всех патентов, регистрируемых в городе, что объясняется бюрократическими рогатками, выставленными на пути изобретателя. Как показал мониторинг патентов 2001-2006 гг., из 2821 темы общим объемом финансирования в 4,8 млрд рублей запатентованной оказалась ничтожно малая их часть, а из созданных 398 объектов ИС запатентованными оказались лишь 8.
   «Уже 8 лет прошло с тех пор, как не продано ни одного товарного знака, 6 лет – с тех пор, как не продано ни одного промышленного образца», – констатировал Д.Ротатаев.
   В подобном положении, по словам Д.Ротатаева, не последнюю роль играет низкий уровень подготовки руководителей московской промышленности, их неумение работать с патентами. У них зачастую, впрочем, даже при подготовленности к работе, отсутствует мотивация к работе: стоимость патентных процедур довольно высока, а планомерной работы с патентами на государственном уровне не ведется.
   «Недостаток активности инженерных кадров может уже в ближайшем будущем породить интеллектуальное рейдерство», – считает Д.Ротатаев.
   Он полагает, что нужно развить систему оценщиков ИС, организовать просветительскую работу, систему грантов для изобретателей, активизировать научно-техническое сообщество, регулярно проводить конкурс изобретателей столицы, создать льготные условия работы научно-технических кадров с малым бизнесом по формуле «одна технология – один объект ИС».
   «Полное самофинансирование науки сделает город полноправным участником научно-технического прогресса. К 2010 году мы можем иметь 17 тысяч новых патентов, возрастание интеллектуальных активов может составить 7 и более раз», - предполагает Д.Ротатаев.
   Его поддержал своим содокладом ректор московского Института стали и сплавов (МИСиС) Юрий Карабасов.
   «У МИСиСа 450 объектов ИС, 170 российских патентов, 25 зарубежных, 270 «ноу-хау», а счастья нет. Почему? Нет денег! Ничего, кроме затрат, мы от патентов не имеем, у нас нет ни стимулов, ни настоящей системы поддержки патентования», - сказал Ю.Карабасов.
   Гражданский кодекс, по его мнению, почти никак в части патентования не кореллирует с Налоговым: налог на НДС и прибыль «съедают» сразу 42% прибыли от продажи патента.
   «Оплата оценки патента и то обходится в целых 5% предполагаемой стоимости патента», – добавил он.
   По мнению Ю.Карабасова, «вся цепочка» - от научной работы до получения патента и торговли им – должна быть проработана до мелочей».
   «Мы уже потеряли три пятилетки и продолжаем медлить», – уверен Ю.Карабасов.
   Он считает, что нужно немедленно создать залоговый механизм для организаций, регистрирующих патенты, то есть включить ИС в общий залоговый механизм, а заодно проработать организационную часть патентования, где пока не наблюдается согласования органов регистрации и учёта, «нет разделения их полномочий».
   «Работа с ИС не может быть сосредоточена в рамках одной организации, для этого должны быть созданы специальные коммерческие структуры. Мы должны по всем проблемам ИС создать прецеденты, которые могли бы потом тиражировать», - завершил доклад Ю.Карабасов.
   По проблеме вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности высказался глава Роспатента Борис Симонов.
   «Интеллектуальная собственность – уже не удел одиночек, создававших этот рынок, но мощный экономический инструмент, определяющий взаимоотношения хозяйственных субъектов не только в России, но и за рубежом», – сказал он.
   0,3% мирового производства интеллектуальной продукции, по мнению Б.Симонова, и есть «наша доля правовой охраны наших же инноваций, которые мы запатентовали на мировом рынке». По данным Б.Симонова, сегодня мы используем лишь 2139 объектов ИС. «Ни одной сделки по продаже ИС не зарегистрировано в Роспатенте, поэтому неудивительно, если прокуроры будут искать недостатки и налагать штрафы по таким сделкам», – заметил он.
   Б.Симонов подтвердил отсутствие мотивации у изобретателей и проектных институтов патентовать свои изобретения, и причин этого, по его мнению, три:
   - несовершенство нормативно-правовой базы;
   - несовершенство организационно-финансового обеспечения;
   - отсутствие профессиональных управленцев в области ИС.
   По его мнению, объекты ИС следует закрепить за субъектами ИС, то есть изобретателями, и обеспечить им правовую защиту. В 2006 году вклад от объектов ИС в ВВП составил лишь 9 млрд рублей, и эта цифра для России является предельно низкой, считает Б.Симонов.
   Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров заметил, что в стране создается инновационная система, и создание ее начинается в условиях низких инновационных показателей.
   «Инновационный потенциал вузов гораздо больше, чем кажется, им просто нужна законодательная поддержка. Образовательное учреждение сегодня не может самостоятельно распоряжаться результатами своей же интеллектуальной деятельности. Дело не в ценах на патенты, они вполне доступны – 3-5 тысяч рублей», - считает И.Федоров.
   По его словам, изобретатели предпочитают регистрировать патенты не на имя вуза, а на свое собственное, благодаря чему собственно «вузовских» патентов в год в МГТУ регистрируется всего 40-50.
   «Наше законодательство в области ИС частично заимствовано у ФРГ, занимающего 3-е место в мире по количеству регистрируемых патентов (17 тысяч в 2006 году)», - отметил И.Федоров.
   «Постановление Правительства от 17 ноября 2005 года № 685 “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности” внушило поначалу некоторый оптимизм, но типовой формы договора до сих пор нет, и процесс тем самым затормозился на целых два года», - добавил он.
   И.Федоров полагает, что совместное, «частно-государственное» пользование объектами ИС невозможно, поскольку ни один из правообладателей не имеет, согласно российскому закону, права распоряжаться этими объектами.
   «Образовательные учреждения лишены права брать кредиты, займы и залоги, а также учреждать малые предприятия, и в этих вопросах мы бы просили решительного содействия и понимания законодателей и исполнительной власти», - заключил И.Федоров.
   Министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы Евгений Пантелеев заметил, что с будущего года договоры на НИОКР все-таки будут заключаться на новой основе, согласованной с научным сообществом. Кроме того, активно разрабатываются и система залога интеллектуальной собственности, и нормативная база ИС.
   Подводя итоги заседания, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы Юрий Росляк отметил, что в результате совершенствования законодательства в сфере ИС Москва может получить конкурентные преимущества за счет поддержки научных разработок.
   «Такая поддержка, кроме всего прочего, есть основа технологической безопасности. Мы обязательно поддержим законодательные инициативы, озвученные на сегодняшнем совещании, надо простимулировать создание типового договора в области патентования», - заявил Ю.Росляк.
   По его мнению, Москве необходимо создать институт внедрения научных разработок.
   «Защита патентов – это хорошо, но конечной целью все равно остается внедрение, и здесь мы должны задействовать наш опыт по поддержке малого бизнеса», - считает Ю.Росляк.
   В числе мер по поддержке инноваций он назвал венчурное финансирование, организацию ярмарок и бирж интеллектуальной собственности.
   Программа действий по совершенствованию института ИС была взята за основу, на ее доработку Ю.Росляком отведено три недели.