07.11.2007  Откуда есть пошли технопарки

   В начале 50−х годов прошлого века руководство Стэнфордского университета (США, штат Калифорния) сдало пустующее здание в аренду компаниям, которые имели с учебным заведением тесные контакты. Так университет хотел ускорить научные разработки на направлениях, наиболее интересных непосредственным потребителям новаций — высокотехнологичным предприятиям: предполагалось, что преподаватели и студенты будут помогать новаторам в их разработках. Скоропалительное решение привело к созданию технопарка, из которого выросли Polaroid, Hewlett-Packard и другие компании. Именно этот технопарк дал жизнь Кремниевой (чаще называемой Силиконовой) долине.
   Но до громких успехов технопаркам было еще далеко: слаба оказалась техническая и финансовая поддержка малого инновационного бизнеса. Некоторые компании гнались за дешевыми университетскими «метрами» и инновационными оставались только с виду. Учебные заведения, в свою очередь, рассматривали технопарки как средство получения арендной платы и идей от новаторов.
   Системные изменения начались в 80−е годы прошлого века: на территории парков появились банки, венчурные фонды и «инкубаторы технологического бизнеса» — лаборатории и цеха, в которых компании могли реализовать идеи. Для попадания в парк стали необходимы четко прописанная инновационная идея и план вывода продукции на рынок. К прошедшим отбор компаниям относились бережно.
   Так, в Тринити-Колледже (Великобритания) исследователи из инновационных компаний получали лаборатории не просто бесплатно, а с доплатой! Аргумент: новатор открытиями двигает прогресс, привлекая к учебному заведению внимание, а с ним — государственное финансирование. Условие одно: работа в лаборатории должна занимать у исследователя не менее половины рабочего времени. Именно эти нововведения дали Кембриджскому научному парку, работающему при Тринити-Колледже, статус европейского лидера.
   В странах Востока технопарки превратились в инструмент «догоняющей экономики». Так, в Китае, до 80−х годов не имевшем передовых разработок, особое внимание уделялось международной кооперации в НИОКР. В технопарках Поднебесной с тех пор действуют льготные тарифы налогообложения, нулевые пошлины на ввозимое оборудование, отсутствует налог с продаж при передаче технологий. В первые два-три года компании, как иностранные, так и китайские, не платят аренду. Им отдается приоритет в выдаче кредита из местных фондов финансового содействия. Итог такой политики — стремительный рост в Китае выпуска инновационной продукции.
   Сейчас в мире работает 530 технопарков. Большая их часть возникла во времена экономических кризисов: именно в эти периоды как никогда востребованы ресурсосберегающие технологии и новые виды продукции, кроме того, обостряются проблемы безработицы. Тем не менее только четверть созданных технопарков сумели выполнить задачу — стимулировать рост инноваций. Руководство примерно половины технопарков, не понимая этого, нацеливалось на «стрижку купонов» и губило начинание, едва начавшее работу.
   Но технопарк не приносит немедленного эффекта (малые инновационные компании создают разработки и получают прибыль в лучшем случае на третий год работы в технопарке). История показала: успешный технопарк — категория скорее социальная, нежели экономическая.