12.11.2007 Новое регулирование прав на средства интеллектуальной деятельности С 1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, устанавливающая новое регулирование прав на средства индивидуализации и интеллектуальной деятельности. Грядущие изменения касаются различных аспектов правового регулирования, в том числе законом закрепляется новое понятие - "коммерческое обозначение". Ранее термин "коммерческое обозначение" упоминался в Гражданском кодексе лишь в статьях, регулирующих договор коммерческой концессии (по своей сути он соответствует зарубежному договору франчайзинга), как один из объектов, передаваемых по договору исключительных прав. Однако отсутствие в законе определения коммерческого обозначения не позволяло предпринимателям каким-либо образом использовать свое исключительное право на него (например, передать по договору коммерческой концессии). Законодатель решил исправить существующее положение, однако положения четвертой части Гражданского кодекса о коммерческом обозначении содержат весьма спорные нормы, анализ которых вызывает множество вопросов в части их практического применения. С 1 января 2008 года коммерческое обозначение (в соответствии со ст. 1538 ГК РФ) представляет собой средство индивидуализации торгового, промышленного или другого предприятия, принадлежащего юридическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, либо индивидуальному предпринимателю. Причем коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Закон позволяет правообладателю использовать одно коммерческое обозначение для нескольких принадлежащих ему предприятий, однако запрещает использовать для одного предприятия более одного коммерческого обозначения одновременно. Самым неясным аспектом правового регулирования данного вопроса стал момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, которое (в отличие, например, от товарного знака) не подлежит регистрации. Оно возникает у правообладателя, если коммерческое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление является известным в пределах определенной территории. Использование законодателем таких неконкретных оценочных критериев для определения коммерческого обозначения может привести к сложностям в применении данных норм на практике, поскольку при возникновении споров суду придется восполнять пробел закона. Также законом установлен запрет на использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с принадлежащим другому лицу фирменным наименованием, товарным знаком и коммерческим обозначением (защищенным исключительным правом, возникшим ранее). На первый взгляд, все ясно - нельзя использовать коммерческое обозначение, похожее на чужие зарегистрированные фирменное наименование или товарный знак. Но если речь будет идти об использовании лицом коммерческого обозначения, схожего с коммерческим обозначением, используемым другим лицом, то крайне сложно будет определить, у кого из двух лиц исключительное право возникло раньше. Поскольку закон не позволяет с точностью определить момент возникновения такого права. Не менее интересна другая норма нового закона - прекращение исключительного права на коммерческое обозначение. Это происходит, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Поскольку законодатель не определил формы непрерывного использования, резонно предположить, что факт непрерывности может подтверждаться любыми доступными доказательствами: записями теле- и радиопередач, в которых упоминалось спорное коммерческое обозначение, бланками документов, наружной рекламой и т. д. Коммерческое обозначение (или его отдельные элементы) правообладатель может использовать в принадлежащем ему товарном знаке. При этом используемое коммерческое обозначение охраняется независимо от товарного знака. В связи с этим возникает вопрос: может ли использование коммерческого обозначения в составе товарного знака являться фактом его непрерывного использования? Представляется, что такое доказательство вполне допустимо, учитывая отсутствие в законе перечня форм такого использования. В отличие от права на фирменное наименование, исключительное право на коммерческое обозначение может быть передано правообладателем третьим лицам. В связи с привязкой коммерческого обозначения к конкретному предприятию переход права на него происходит в составе предприятия. Например в случае продажи, аренды, наследования предприятия, при реорганизации предприятия и др. Возможна и такая ситуация: правообладатель, использующий одно коммерческое обозначение для нескольких предприятий, передает свое право на это обозначение другому лицу в составе одного из предприятий. В таком случае правообладатель лишается права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации оставшихся в его собственности предприятий. Другим вариантом передачи исключительного права является заключение договора коммерческой концессии, по которому правообладатель предоставляет другому лицу (пользователю) право использования своего коммерческого обозначения. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Биржа" |