18.11.2007  Россия удвоит инвестиции в высокие технологии

   На сегодняшний день в структуре мировой экономики Россия рассматривается как поставщик ресурсов, главным образом энергоносителей и металлов. Тем не менее, роль сырьевой сверхдержавы не может устроить страну, которая стремится занять место среди ведущих экономик мира. А для этого в современных условиях просто необходимо стать производителем высокотехнологичной продукции.
   Распределением государственных денег с целью изменения лица российской экономик уже занимается Российская венчурная компания (РВК), учрежденная правительством в 2006 году. РВК передает свой капитал частным венчурным фондам на условиях их инвестирования в приоритетные высокотехнологичные проекты. На данный момент инвестиционные ресурсы в распоряжении РВК составляют 15 млрд. рублей, но это не предел. Согласно пресс-релизу, выпущенному компанией 9 ноября во время ее участия в инвестиционной конференции, состоявшейся в Маунтин-Вью в самом сердце Силиконовой долины, в 2008 году РВК удвоит свой капитал до 30 млрд. рублей (около $1,25 млрд.) в результате дополнительного государственного финансирования. Инвестиционный директор Российской венчурной компании Ян Рязанцев подтвердил эту информацию в интервью американским журналистам, сказав, что в скором времени Государственная дума должна принять решение выделении для фонда дополнительных 15 млрд. рублей.
   Американская командировка руководства РВК ставит своей целью привлечение для сотрудничества американских управляющих компаний, имеющих большой опыт управления венчурными инвестициями. “Нам нужны мозги, талант и совет профессионалов. Это мы собираемся получить от сотрудничества с нашими партнерами,” – сказал Юрий Аммосов, начальник отдела развития механизмов частно-государственного партнерства Министерства экономического развития и торговли.
   Ян Рязнацев обрисовал довольно привлекательные условия этого самого сотрудничества. РВК не требует для себя доли акционерного капитала компаний, которые получают инвестиции. Вместо этого РВК рассчитывает вернуть выделенные деньги, плюс 5% от суммы в год. То есть фактически, РВК предоставляет дешевый кредит венчурным фондам, за что те обязаны вести инвестиционную деятельность в соответствии с российской стратегией создания современных предприятий. Например, не менее 80% средств фонда должны вкладываться в предприятия на раннем этапе развития.
   На сегодняшний день РВК заключила соглашения с тремя американскими компаниями: Asset Management, Tamir Fishman и Draper, Fisher, Jurvetson. По условиям данных соглашений инвестиционные фирмы создают новый отдельный фонд с использованием их собственных средств и средств РВК, причем РВК обеспечивает 49% наполнения фонда. Однако после образования фонда РВК не участвует в управлении активами. Решение о том, в какой проект или компанию вкладывать деньги, принимается американской (или европейской) управляющей компанией.
   Первый вице-премьер правительства Сергей Иванов сказал, что всего к концу следующего года планируется создать 10-12 фондов с совокупным капиталом более 30 млрд. рублей. Если учитывать планируемое увеличение инвестиционных ресурсов РВК, то капитал венчурных фондов, производящих инвестиции в российские инновационные проекты, возрастет вдвое и составит 60 млрд. рублей ($2,5 млрд.).
   Впрочем, иностранные компании не проявляют большого энтузиазма, несмотря на выгодные условия сотрудничества с РВК. И дело здесь не только в традиционных причинах, мешающих привлечению иностранных инвестиций, таких как коррупция, политические риски, слабо развитая практика регулирования и зашиты авторского права. Потенциальные инвесторы в российские технологии опасаются, что их деньгам не найдется достойного применения: в России не найдется достаточно много интересных инновационных компаний и перспективных проектов. Американские инвесторы жалуются, что в России не так много людей, способных увидеть коммерческий потенциал в научной идее и грамотно составить бизнес-план, чтобы представить его инвестиционный компании.
   Впрочем, развивающееся в России движение бизнес-ангелов дает надежду на то, что данная ситуация будет улучшаться. Бизнес-ангелы – это энтузиасты, которые помогают авторам инновационных идей на самом сложном первом этапе ее развития, когда необходимо получить необходимые патенты, сертификаты, составить понятный бизнес-план. За это ангелы получают долю в молодом предприятии, которую как правило продают инвестиционной компании заинтересовавшейся проектом. В этом году в Москве и Санкт-Петербурге образованы ассоциации бизнес-ангелов, количество качественных и грамотно подготовленных инновационных проектов растет, и появляются они не только в “столицах”, но и в провинции.
   Аммосов, Рязанцев и другие представители правительства и РВК также говорят о том, что картина меняется в лучшую сторону. Большая часть населения России сейчас моложе 35 лет, а новый перспективный бизнес основывают, как правило, молодые предприимчивые люди. Кендрик Уайт (Kendrick White), пожалуй, самый известный бизнес-ангел в России, который уже 15 лет живет и работает в российской провинции, говорит о высокой предпринимательской активности населения, хотя отмечает малое количество квалифицированных инвестиционных предложений от изобретателей и ученых.
   По заявлению Аммосова, так называемая “израильская модель”, которая легла в основу российского плана инвестиций в высокие технологии, представляет самые большие перспективы для развития российской промышленности. Для управления РВК правительство также привлекло израильтянина Игала Эрлиха (Yigal Erlich), одного из разработчиков инновационного “инкуабатора” в Израиле. В конечном итоге компании должны экспортерами наукоемкой продукции.
   В стране также принимаются меры, которые позволят упростить ведения бизнеса в инновационной сфере. В частности, Государственная дума приняла ряд изменений в закон об интеллектуальной собственности, которые вступят в силу в следующем году. Кроме того, в настоящее время ведется законодательная работа над законами, которые позволят обеспечить большую прозрачность бухгалтерской отчетности.
   Для РВК разработаны такие принципы и правила работы, которые обеспечивают его относительную независимость компании от правительства, а также венчурных фондов от РВК. Совет директоров Российской инвестиционной компании состоит из шести человек. Три директора представляют правительство, а три других остаются независимыми, причем двое из них иностранцы (израильтянин Эрлих и финн Эско Ахо (Esko Aho)).
   Пока неясно, будет ли достаточно этих мер, чтобы защитить инвестиционные ресурсы РВК от традиционного расхищения, а решения совета директоров относительно самостоятельными. На данный момент незаметно, чтобы иностранные инвесторы спешили воспользоваться почти бесплатными кредитами РВК. Три компании, которые стали партнерами РВК, уже давно известны своим положительным отношением к России. Тим Дрейпер (Tim Draper) из Draper, Fisher, Jurvetson и Питч Джонсон (Pitch Johnson) из Asset Management уже в течение нескольких лет говорят о колоссальном инвестиционном потенциале России. Draper, Fisher, Jurvetson также специализируется в большей степени на зарубежных инвестициях.