28.11.2007  Санкт-Петербург готов стать мировым инновационным центром

   Об этом заявил первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский на совместном заседании Межведомственного координационного совета по экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политике при правительстве Санкт-Петербурга и Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, которое прошло в Смольном 26 ноября.
   В ходе заседания был рассмотрен проект постановления правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы".
   Разработанная Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы основывается на постановлении городского правительства от 20 июля 2007 года "Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы". Главная цель постановления, которое носит стратегический характер, – утверждение основных направлений развития и механизмов поддержки инновационной деятельности.
   Это один из программных документов общей стратегии социально-экономического развития города, направленной на повышение его конкурентоспособности и превращение Санкт-Петербурга в центр инноваций общенационального и международного масштаба, говорит Сергей Фивейский. Принятие документа создало нормативную основу для формирования в городе действенного механизма поддержки инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла инноваций. Надо отметить, что в предыдущие годы правительством Санкт-Петербурга уже был принят ряд постановлений, предусматривающих в том числе и различные мероприятия в сфере поддержки и развития инновационной деятельности в Петербурге.
   Согласно постановлению КЭРППиТ осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в инновационной сфере, а также взаимодействие с федеральными органами власти, учебными заведениями и промышленными компаниями различных отраслей производства и сферы услуг, в том числе малым бизнесом.
   «В Санкт-Петербурге уже сегодня есть предпосылки для инновационного развития, - продолжает Сергей Фивейский. - Наш город – ведущий научный и образовательный центр России, обладающий 10% интеллектуального потенциала страны, элементами инновационной инфраструктуры, рядом конкурентоспособных отраслей». В Санкт-Петербурге создано 11 инновационно-технологических центров, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, реализуется проект наукограда, начал прием заявок от малых предпринимателей инновационной сферы венчурный фонд, в апреле этого года открыт первый бизнес-инкубатор, создается ИТ-парк. Здесь расположены 252 научных института и организации, работают 172 тысячи научных сотрудников, в том числе более 5 тысяч докторов наук и свыше 18 тысяч кандидатов наук.
   На предприятиях, связанных с научными разработками и их обслуживанием, занято около 300 тысяч человек. 8% от общей численности всех российских студентов и 15% от общего числа аспирантов и докторантов учатся в нашем городе, в котором насчитывается почти 100 вузов. Петербург занимает удачное геополитическое и геоэкономическое положение. Новая комплексная программа, опираясь на эти предпосылки, содержит полный перечень проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности города, источники, сроки и объемы финансирования, в ней определены ответственные органы государственной власти, а также целевые показатели развития инновационной деятельности.
   Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге в программе выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов, инициируемых и проводимых федеральными органами исполнительной власти РФ на территории Санкт-Петербурга, подготовка и переподготовка кадров для инновационных предприятий города, развитие спроса на инновации, в том числе продвижение высокотехнологичной продукции на рынках сбыта России и за рубежом, формирование благоприятного климата для ведения инновационной деятельности и ее информационно-имиджевая поддержка.
   Реализация программы позволит решить множество задач, связанных с развитием экономики Петербурга. В частности, повысится ее конкурентоспособность, будет создан механизм поддержки инновационной деятельности на всех стадиях цикла инновации, увеличен валовой региональный продукт, повышена инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга, сформирована городская инновационная система, которая будет интегрирована с отечественными и зарубежными аналогами, получат развитие высокотехнологичные производства, будут созданы новые рабочие места для высококвалифицированных специалистов.
   Специалисты Комитета разрабатывали эту программу в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами, говорит Сергей Фивейский. Каждый раздел программы обсуждался на специальных коллегиях с предпринимателями, научным сообществом и общественными организациями. Цель программы зафиксирована в Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года –город должен стать инновационным центром мирового уровня. Это один из трех сценариев развития Петербурга на долгосрочную перспективу.
   «Анализируя опыт крупных зарубежных инновационных центров (Сеула, Гренобля и Шанхая), мы установили, что срок их формирования достаточно продолжителен (10–20 лет). Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП) в зарубежных центрах инноваций составляет не менее 50%. Петербургу, учитывая огромные масштабы мегаполиса и связанную с этим обстоятельством значительную инерционность экономики, также может потребоваться до 20 лет для перехода в разряд инновационных центров международного значения», - отметил Сергей Фивейский.
   В постановлении городского правительства "Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы" обозначены приоритетные направления развития инновационной деятельности в городе. Их два. Первый - проекты, реализация которых осуществляется в Петербурге при организационной, финансовой и информационной поддержке федеральных исполнительных органов государственной власти. Второй - реализация проектов непосредственно исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга во взаимодействии с субъектами инновационной деятельности.
   При поддержке федеральных исполнительных органов государственной власти в Петербурге уже реализуется проект создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, в следующем году начнется строительство объектов технопарка на базе университета им. Бонч-Бруевича, продолжаются подготовительные работы к началу строительства наукограда в Петергофе, создан "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Санкт-Петербурга".
   На этих совместных с федеральными органами власти проектах город не собирается останавливаться, отмечает Сергей Фивейский. Если Правительство РФ будет создавать и реализовывать новые проекты, направленные на развитие инновационной деятельности, то Санкт-Петербург примет в них активное участие. Если говорить о нынешних, то, например, к уже 12 зарегистрированным резидентам в особой экономической зоне на площадке "Нойдорф" добавятся резиденты второй площадки Ново-Орловская, а также получат статус резидентов предприниматели, разместившиеся в бизнес-инкубаторе административно-делового центра в "Нойдорфе".
   Активы венчурного фонда планируется ежегодно увеличивать за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 100 млн рублей, такая же сумма будет выделяться и из федерального бюджета, а 200 млн рублей будут привлекаться из средств управляющей компании. В этом году завершаются проекты планировки и межевания территории технопарка, что позволит уже в следующем году начать строительство его первых объектов. В наукограде мы рассчитываем разместить предприятия высоко-технологичных отраслей и медицины, развивать центр рекрутинга и трудоустройства "Карьера", направленный на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, в первую очередь для резидентов наукограда, а также будем создавать систему "Электронный Петергоф" на основе оптоволоконной сети.
   В рамках второго направления планируется развивать следующие мероприятия:
   1. Подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности Санкт-Петербурга:
   - создание учебно-методических модулей образовательных программ, направленных на проведение подготовки и повышение квалификации специалистов, на подготовку школьников и студентов, на подготовку и переподготовку кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности;
   - формирование и ведение базы данных специалистов инноваторов и обеспечение доступа к ней субъектов инновационной системы;
   - организация коррекции учебных планов и учебных программ с учетом запросов работодателей;
   - стимулирование деятельности преподавателей, аспирантов и ученых по подготовке кадров для инновационных предприятий посредством надбавок, премий и грантов;
   - поддержка бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых менеджеров под девизом: "Молодые, дерзкие, перспективные" (на конкурсной основе);
   - программа "Инновационные стажировки" для руководящего и инженерного составов предприятий и др.
   2. Развитие городской инновационной инфраструктуры:
   - предоставление субсидий инновационным предприятиям на возмещение затрат, связанных с прохождением процедур по защите прав собственности на инновационные разработки, с арендой недвижимого имущества или земельных участков, с оплатой услуг по пользованию уникальным оборудованием;
   - разработка и реализация организационных и правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности;
   - развитие инновационно-технологических центров и инновационных инкубаторов при высших учебных заведениях и научных организациях;
   - развитие системы трансфера технологий из научных организаций и высших учебных заведений в промышленность Санкт-Петербурга и др.
   3. Разработка и реализация кластерной политики Петербурга в перспективных и инновационных отраслях науки, промышленности и услуг:
   - подготовка проекта нормативного правового акта Санкт-Петербурга "О кластерной политике Санкт-Петербурга";
   - разработка плана мероприятий по реализации кластерной политики Санкт-Петербурга и др.
   4. Разработка нормативных правовых актов, регулирующих предоставление мер государственной поддержки для субъектов инновационной деятельности:
   - разработка проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и Российской Федерации в целях стимулирования инновационной деятельности, в том числе касающихся предоставления налоговых льгот и других преференций субъектам инновационной деятельности;
   - разработка проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга о порядке софинансирования инновационных проектов за счет привлечения внебюджетных источников с частичным использованием средств бюджета Санкт-Петербурга и др.
   5. Содействовать экспорту инновационной продукции и увеличению спроса на нее:
   - субсидирование затрат инновационных предприятий на развитие экспортной деятельности;
   - софинансирование участия инновационных предприятий в российских и зарубежных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах с представлением инновационных проектов, продуктов, научных исследований и новых технологий;
   - предоставление субсидий высокотехнологичным организациям Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам;
   - разработка и реализация мероприятий по внедрению инновационных проектов промышленных организаций для нужд городского хозяйства Санкт-Петербурга и др.
   6. Привлечение и сопровождение иностранных инвестиций в инновационные сектора экономики Санкт-Петербурга:
   - проведение семинаров, круглых столов по инвестиционной привлекательности инновационных и высокотехнологичных предприятий Санкт-Петербурга в России и за рубежом;
   - начиная с 2009 года ежегодно проводить международный инновационный форум;
   - сопровождение крупных инновационных проектов, предполагающих привлечение средств иностранных инвесторов и др.
   7. Проведение мероприятий по пропаганде инновационной деятельности - разработка и изготовление печатных и электронных информационно-имиджевых и выставочных материалов по инновационной деятельности и инновационным проектам Санкт-Петербурга;
   - организация создания ежемесячной научно-популярной телевизионной передачи "Наука и образование Санкт-Петербурга" и др.
   Планируемый объем финансирования из бюджета Санкт-Петербурга на программу мероприятий составляет в проекте 9778,6 млн рублей.
   «В результате мы планируем к 2011 году довести долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 12%, зафиксировать объем затрат на технологические инновации на уровне 22 717 млн рублей, число созданных передовых производственных технологий довести до 120 единиц, а число использованных передовых технологий - до 13620. Число патентных заявок согласно нашему плану составит в 2011 году 4000 единиц, а численность работников, выполнявших исследования и разработки – 111 тысяч человек», - сказал Сергей Фивейский.
   Выполнение программы позволит повысить инвестиционную привлекательность Санкт-Петербурга в наукоемких отраслях промышленности, создать рабочие места для высококвалифицированных специалистов, развить инновационную систему города, интегрировав ее с отечественными и зарубежными аналогами.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИНФОЛайн