03.12.2007  Московская область: инновациям нужна правовая основа

   Три года государственные органы Московской области прилагают усилия для развития инновационной составляющей экономики региона. За это время достигнуты определенные успехи, но и проблем выявлено немало.
   В Дмитрове, в помещении Дмитровской межрайонной Торгово-промышленной палаты состоялось выездное заседание Комитета по экономической и инновационной политике Московской областной Думы по вопросу: «О совершенствовании законодательного регулирования инновационной деятельности». В работе Комитета приняли участие депутаты Мособлдумы, представители Правительства Московской области, администрации Дмитровского района, подмосковных наукоградов, научных организаций, а также руководители организаций малого и среднего бизнеса, работающих в сфере высоких технологий.
   Подмосковье по праву считается одним из лидеров в России по насыщенности научными и научно–производственными организациями. На его территории расположено свыше 200 научных организаций и их филиалов, в том числе 56 организаций Российской академии наук. Все они ведут исследования и разработки по более чем 80 направлениям научной деятельности по всему циклу – от фундаментальных исследований до разработок и внедрения.
   Поэтому неслучайно именно Московской области Президентом РФ поручена отработка элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.
   Но сегодня не только наукограды и предприятия военно-промышленного комплекса становятся визитной карточкой региона. В недалеком прошлом основу экономики Дмитровского района составляло сельскохозяйственное производство. В настоящее время, по словам главы района Валерия Гаврилова (принимавшего участие в заседании Комитета), в районе создан технопарк, образованы 6 промышленных округов, на территории которых, как говорится, «с нуля» будут построены предприятия, работающие по самым современным технологиям. Решаются и кадровые проблемы: на территории района действуют 15 филиалов вузов, планируется создание университета.
   Этот пример показывает, что переход к инновационной экономике – комплексная задача со многими составляющими. Что же в этом процессе стоит на первом плане? Техническое переоснащение предприятий? Внедрение новых технологий? Стимулирование научной деятельности? Создание новых структур, которые превратят научную идею в полноценный продукт, который можно продавать на рынке? Все перечисленное, безусловно, важно, но инновационный механизм заработает только в том случае, если все его составляющие будут четко определены, а понятия, цели и задачи закреплены законодательно.
   Этот тезис и выдвинул на первый план своего выступления председатель Комитета по экономической и инновационной политике Московской областной Думы Михаил Авдеев. Без совершенствования законодательной базы в сфере регулирования инновационной деятельности невозможно создать прочный фундамент для ее дальнейшего развития.
   Но чтобы написать эффективный закон, необходимо четко сформулировать, что же скрывается за термином «инновация», поскольку сейчас на практике применяется более десятка различных определений.
   В своем выступлении министр экономики Правительства Московской области Вячеслав Крымов отметил, что определение понятий, связанных с инновационным процессом, оказалось делом весьма сложным. Специалисты минэкономики рассматривают инновационную деятельность как процесс коммерциализации результата интеллектуальной деятельности и продвижения его на рынок.
   На основании этого определения Министерством разрабатывались критерии оценки научно-технических продуктов, выявлялись основные проблемы, которых немало. Например, как определить добавочную стоимость, полученную за счет инновационной составляющей? Что считать «новой» продукцией? Как защитить интеллектуальную собственность? Как разделить дивиденды от использования результатов научно-технической деятельности между автором изобретения и коллективом лаборатории или института?
   Что касается первостепенных задач, то, по мнению Вячеслава Крымова, для предприятий и организаций, участвующих в инновационных процессах, главным является наращивание нематериальных активов. Наращивать нужно, но прежде необходимо оценить существующий потенциал.
   Михаил Авдеев в своем докладе подчеркнул, что стоимость нематериальных активов, рассчитанная по применяемой на сегодняшней день методике, несоизмерима с рыночной стоимостью результатов интеллектуальной деятельности, и это является одним из сдерживающих факторов в процессе внедрения инноваций. Сдерживает внедрение инноваций и высокая степень риска вложения средств в эту сферу, отсутствие скорой отдачи от таких вложений. Именно поэтому для субъектов инновационной деятельности так важны твердые государственные гарантии, имеющие под собой правовую базу, а также развитие частно- государственного партнерства.
   Все выступающие были едины в необходимости создания условий для развития инновационных предприятий и для продвижения наукоемкой продукции на региональные и международные рынки. Генеральный директор одного из малых предприятий, работающих в городе Долгопрудный, Геннадий Андреев рассказал о юридических проблемах, связанных с продажей иностранным партнерам интеллектуальных продуктов. Дело в том, что правильно составить контракт под силу только юристу, досконально знающему международное право. Вот только гонорары, которые запрашивают подобного уровня специалисты, сопоставимы с ценой продаваемого продукта. Но выход, оказывается, есть. Как рассказал Сергей Добромыслов, начальник Управления развития инновационной деятельности и информационных технологий администрации города Дубны, в особой экономической зоне Дубна каждое направление деятельности создается с полным циклом, в «кластер» входят как структуры, ведущие научные исследования, так и структуры, продвигающие конечный продукт на рынок. Они и обеспечивают юридическое сопровождение, а также защиту авторских прав.
   Конечно, присутствующих на заседании Комитета интересовали возможности органов власти региона по стимулированию инновационных процессов. По действующему законодательству эти возможности на удивление ограниченны. Органы государственной власти региона могут только разработать инновационную программу. Существуют жесткие ограничения и на те мероприятия, которые регион может включить в данную программу. Среди реально используемых мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности можно назвать выделение грантов, создание системы бизнес-инкубаторов, о развитии которой подробно рассказал председатель Комитета по развитию предпринимательства Московской области Дмитрий Самойленко. Заслушав и обсудив выступления участников выездного заседания, Комитет по экономической и инновационной политике Московской областной Думы отметил, что законодательная деятельность в инновационной сфере нуждается в совершенствовании. Депутаты считают (и отметили это в рекомендациях), что Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации необходимо разработать законодательную базу для активизации продвижения отечественной конкурентоспособной наукоемкой продукции на внешний рынок.
   Не остались без внимания и органы государственной власти Московской области. По мнению депутатов Комитета, им необходимо разработать и принять Закон Московской области «Об инновационной деятельности в Московской области».
   C целью создания рынка интеллектуальной собственности сформировать Реестр субъектов инновационной деятельности с указанием тематики инновационных проектов и обеспечить правовое регулирование статуса наукограда РФ в Московской области. При передаче в аренду земельных участков с целью строительства зданий (сооружений) для производства наукоемкой продукции необходимо устанавливать льготный режим арендной платы на длительный срок с возможностью последующего выкупа земли в собственность на льготных условиях. Необходимо также оказывать помощь предприятиям, производящим наукоемкую продукцию, в решении вопросов жилищного строительства (приоритетное выделение земельных участков под жилищное строительство, частичная компенсация затрат на строительство), разработать систему поощрения специалистов, работающих в сфере разработки, внедрения и освоения инновационных технологий.