27.12.2007  Э.Набиуллина: в 2008г. будем создавать благоприятную среду для МСБ

   О состоянии дел в российской экономике и прогнозах на будущий год рассказала в интервью телеканалу "Вести" министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина.
   В: Как можно в целом охарактеризовать ситуацию в российской экономике?
   О:
В целом экономика развивается у нас устойчиво и поступательно. Растут доходы населения, растет заработная плата, снижается безработица, устраняется профицит бюджета. Тот набор показателей, который характеризует рост экономики, выше, чем прогнозировали год назад. Рост ВВП на 1,5% выше, чем мы прогнозировали. Существенно выше темп инвестиций - на 17%.
   Это обусловлено несколькими факторами: благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, рост доходов населения. Растет спрос, растет торговля. Поэтому по такому набору показателей у нас достаточно хорошие результаты.
   В: Но негативным моментом оказалась инфляция, которая тоже произошла ожидания.
   О:
Действительно, инфляцию можно назвать самой большой неудачей года. Она будет где-то на 4% выше, чем мы прогнозировали. Это существенная величина. Здесь важна структура инфляции. В этом году у нас оказался существенно выше темп роста на продовольственные товары. Если в среднем цены вырастут на 12%, то по продовольственным товарам - на 16%. С чем это связано? Растут доходы населения, заработная плата. Но темп роста отечественного производства продуктов питания не поспевает за этим ростом доходов. И поэтому на рынке продовольствия значительная часть - импорт. Если повышаются цены на мировом рынке, эти цены также импортируются и влияют на внутренние цены.
   Есть второй фактор. Наши предприятия, в том числе в агропродовольственном секторе, становятся более конкурентоспособными, начинают свою продукцию экспортировать. Если цены растут на мировом рынке, то для них гораздо более привлекательно экспортировать продукцию, чем продавать на внутреннем рынке. И такие эффекты тоже сказываются на внутреннем рынке.
   Конечно, здесь нужно предпринять комплекс мер - краткосрочных и долгосрочных. Краткосрочные меры дают краткосрочный эффект. И такие меры были приняты правительством, задействован весь арсенал мер, которые у нас имеются, включая таможенно-тарифную политику. Повышение экспортных пошлин по товарам, которые экспортируются, снижение импортных пошлин по товарам, по которым нужно стимулировать импорт.
   И эти краткосрочные меры дали определенный эффект. В ноябре-декабре темпы инфляции снизились в два раза. Но понятно, для того чтобы бороться с инфляцией в долгосрочном плане, нужны меры среднесрочные и долгосрочные. Прежде всего, направленные на то, чтобы увеличить эффективное производство продуктов питания у себя. Для этого нужно повышать конкурентоспособность сельского производства, пищевой промышленности. Нужно, чтобы эффективно работала вся торговая структура, чтобы сельхозпроизводители имели доступ к рынкам, чтобы образовалась конкуренция и не было монополизма.
   Это делается по продуктам питания, но это нужно сделать и по другим товарам, например, по строительным материалам. Мы видим рост спроса на строительные материалы, потому что бурно развивается строительство. Здесь важно развивать конкуренцию, развивать эффективное производство строительных материалов. Сдерживание инфляции - одна из среднесрочных задач, требующая серьезного внимания.
   В: Как вы считаете, в следующем году можно бороться с инфляцией?
   О:
Мы считаем, что она может и должна быть ниже заложенной в бюджете в 9,7-8,5%. Но для этого нужно предпринимать серьезные меры. И не только меры структурного характера, о которых я говорила, но и меры, связанные с монетарными факторами инфляции. Потому что в этом году мы чуть превзошли планируемые темпы роста денежного спроса. За всеми этими факторами нужно очень внимательно следить.
   В: Россия уже находится в периоде движения к диверсифицированной экономике, или мы еще далеки от этого?
   О:
Есть тенденции для того, чтобы в большей степени диверсифицировать структуру экономики. У нас действительно более высокими темпами растут инвестиции в ряде сырьевых секторов. Но мы только пока в начале пути. Структура экономики пока недостаточно диверсифицирована. Но это одна из главных задач - диверсифицировать структуру экономики.
   Ее надо не просто диверсифицировать, ее надо переводить на главные инновационные рельсы развития. Потому что в секторе инноваций, в секторе изобретения нового, именно там доходы, высокие доходы. И наша страна должна обязательно перейти на инновационный сценарий развития. Мы для себя делали расчеты - какая доля инновационной экономики сейчас, и какая она могла бы быть. Пока доля инновационной экономики у нас где-то 10,5% в общем объеме. Для того, чтобы говорить об устойчивом движении к инновационной экономике, нам надо хотя бы в два раза повысить эту долю.
   Для этого нужно, чтобы вся экономическая политика была на это настроена. И мы сейчас как раз создаем предпосылки для того, чтобы экономика сама переходила на такой сценарий развития. Это, прежде всего, макроэкономическая стабильность. С точки зрения золотовалютных резервов, стабилизационного фонда. У нас макроэкономическая стабильность достаточно обеспечена. Но мы говорили об инфляции. Это тот фактор, который также очень важен в инновационной экономике. Снижение инфляции - это одна из главных задач в области макроэкономической стабильности, потому что инфляция чувствительна не только с точки зрения потребления для населения. Низкая инфляция – это само по себе это фактор экономического роста. Поэтому это задача номер один с точки зрения макроэкономической стабильности на ближайшую перспективу.
   Второе, что важно для диверсификации экономики, для инновационного ее характера - это то, что называется благоприятным предпринимательским климатом, создание деловой среды, дружественной к инновациям, к началу нового бизнеса. С тем, чтобы было меньше административных барьеров, чтобы новые предприятия могли легко получать доступ ко всем ресурсам, включая земельные. Должна быть развитая банковская, финансовая инфраструктура. То есть необходим тот набор условий, который будет создавать функциональную среду, благоприятную для инноваций.
   Кроме этого, вот уже два года активно развиваются институты развития - это специальные меры, которые направлены на то, чтобы постепенно диверсифицировать нашу экономику, делать ее инновационной. В эти институты направляются значительные ресурсы. И нам важно сейчас наполнить их конкретными проектами, которые будут в конкурентоспособных, инновационных секторах.
   С точки зрения инноваций есть специальные механизмы, рассчитанные на российские венчурные компании. Наше министерство также реализует программу поддержки малого и среднего бизнеса, где помогает региональным венчурным компаниям. Сейчас создается 21 венчурная компания в регионах. И это тоже один из факторов роста инноваций.
   Плюс к этому должна быть создана налоговая среда, благоприятная для инноваций. Часть решений была уже принята в этом году. И в дополнение, я думаю, нужно предпринять серьезные усилия для того, чтобы создать действенную систему поддержки экспорта для наших конкурентоспособных предприятий не только сырьевого сектора, а и в других секторах. Такая система должна быть создана.
   Я думаю, что, применяя все эти механизмы и меры, нужно постепенно добиваться изменения структуры экономики. Я добавлю еще одну вещь, которая важна для инновационной экономики. Это человеческий капитал. И мы об этом много говорим. На это направлены нацпроекты, и это можно даже назвать институтом развития человеческого капитала, потому что в центре инновационной экономики стоит человек, и очень важно, чтобы этот человек был образованным и творчески свободным. Это очень важно.
   В: Что мы можем ожидать в 2008 году?
   О:
В 2008 году мы надеемся на продолжение экономического роста, сохранение высоких устойчивых темпов роста, повышение уровня жизни населения. И эти задачи определяют приоритеты направлений наших действий. Мы будем делать все для того, чтобы условия для такого экономического роста создавались. В том числе, бороться с инфляцией, принимать меры по сдерживанию инфляции. Мы будем работать над тем, чтобы создавать среду, благоприятную для бизнеса, в том числе малого и среднего бизнеса.
   Что касается нашей работы по законопроектам и нормативным документам, например, по развитию корпоративного законодательства, то мы готовим сегодня пакет документов, связанных с акционерным законодательством, антирейдерский пакет законов и меры по совершенствованию законодательства о банкротстве.
   Мы будем заниматься тем, чтобы созданные институты развития были эффективными, прозрачными, публичными. Чтобы они финансировали действительно те проекты, которые связаны с переводом нашей экономики на рельсы диверсификации, на инновационные рельсы. Будем заниматься работой по снижению административных барьеров для бизнеса. Мы здесь очень активно взаимодействуем с ассоциациями предпринимателей, малых и средних, для которых очень чувствительны эти административные барьеры.
   Есть целая серия предложений для того, чтобы упростить жизнь нашему бизнесу. Важнейшее направление внешнеэкономической стратегии - облегчить доступ к рынкам для нашего бизнеса.
   Особо отмечу одну тему, которую считаю очень важной. Наше министерство сейчас разрабатывает проект Концепции долгосрочного развития до 2020 года. Мы ее в феврале должны представить правительству. Это как раз та концепция, в которой ставятся цели по переходу на инновационные пути развития. Этот документ должен предложить четкие, внятные механизмы достижения этих целей по разным направлениям. Считаем, что этот документ очень важный.
   В: Это для бизнесменов. А простым людям чего ожидать в следующем году?
   О:
Простым людям? Ожидать повышения качества жизни, повышения доходов. А это все связано с экономическим ростом. В конечном счете, вся деятельность в области экономической политики направлена на человека. В этом смысле экономическая политика - это инструмент для развития каждого человека.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Вести.ру"