15.01.2008  Вокруг веб-сайтов формируются перспективные бизнесы

   Хмурым декабрьским вечером работа в Pop Up Community Center на Манхэттене кипит. Шесть человек за столом из светлого дерева склеивают полиэтиленовые пакеты, проглаживая их утюгами — получается новый материал, из которого тут же на швейных машинках строчат разноцветные дорожные сумки, бумажники и даже подушки. Иногда кто-то что-то спрашивает у Анды Льюис Корри: она здесь за главного.
   Что это, еще один общественный проект? Не совсем. Корри — маркетолог виртуального рынка Etsy, на котором торгуют сделанным своими руками. А в мастерской можно овладеть секретами искусства самоделок, на основе которых Etsy и несколько других, больших и малых компаний сумели построить неплохой бизнес. Размер доходов в Etsy раскрыть отказались, однако в первой половине 2008-го здесь рассчитывают выйти на прибыль — за счет платы за выставление лота (по 20 центов) и 3,5% комиссии. А продано на Etsy в 2007-м 1,92 млн наименований на $26,5 млн. Возникший два с половиной года назад старт-ап размещает в Интернете видеоролики, проводит виртуальные собрания и организует мастер-классы, собирая вокруг себя людей, способных научить друг друга создавать новые вещи, которые потом могут быть проданы через Etsy. Поскольку это своего рода eBay для самоделок, то, чем больше на нем зарегистрированных пользователей, тем лучше для бизнеса. «Мы хотим помочь людям получить стабильный заработок, создавая вещи своими руками», — говорит Корри.
   Хотя увлечение самоделками началось не вчера (в 2007-м продажи достигли $31 млрд), особое развитие оно получило именно в Интернете. 58 лет работающий на рынке немецкий издательский гигант Hubert Burda Media (шитье и выкройки) в июле возобновил свой англоязычный сайт BurdaStyle, на котором посетители могут менять предложенные выкройки, создавая новые модели. А издатель из Себастопола (Калифорния) O'Reilly Media выпускает обучающие обычные и онлайновые версии журналов Make и Craft с лучшими из видеороликов и чертежей моделей, присланных читателями по Интернету. На сайте британского старт-апа Style-Shake пользователи сообща разрабатывают модели платьев для коктейля; выкройку можно отправить в Style-Shake, и там сошьют наряд.
   Во многих подобных компаниях утверждают, что истоки их бизнеса в движении за ПО с открытыми исходными кодами (open-source), начатом в 90-х программистами, хотевшими делать софт, на основе которого каждый смог бы разрабатывать собственный. Сторонники оpen-source исходили из того, что люди должны черпать новые знания не от одного гуру, а делясь ими друг с другом. И такой подход получил широкое распространение.
   Для Burda момент особенно удачен: если в Европе Burda — крупнейший продавец выкроек, то в США за ней лишь 2% рынка, и издатель собирается создать виртуальное сообщество любителей рукоделия вне Старого Света, рассчитывая, что, хотя скачанные с сайта выкройки и не принесут прибыль, зато поспособствуют популяризации Burda в целом. Каждую неделю Burda выкладывает в Интернете в виде файлов PDF, которые можно скопировать на ПК или распечатать, выкройки новинок, например, расклешенных брюк с заниженной талией или узкой юбки с плиссировкой по подолу. Выкройки можно видоизменять, и на продажу одежды, сшитой по ним, ограничений нет.
   После каждой публикации члены сообщества BurdaStyle обмениваются мнениями, идеями, размещают на форуме и в групповом блоге фото и даже пошаговые слайд-шоу, демонстрирующие, как поменять воротник на куртке или превратить пижаму в одежду для беременных. На вновь заработавшем пять месяцев назад BurdaStyle зарегистрировано 29 тыс. человек, за месяц страничку просматривают 1,5 млн раз.
   28-летняя Мирела Поповичи — преданная поклонница сайта. Днем жительница Голливуда (Флорида) работает программистом, а по вечерам и в выходные споро строчит юбки, платья и топики. В январе она открыла магазинчик на Etsy. Поповичи бесплатно зарегистрировалась на сайте, получила именную страничку и платит лишь за выставляемые на реализацию вещи и комиссию. Теперь плюс к белью и бижутерии она торгует одеждой по выкройкам Burda. «Люблю изменять их модели, — говорит Поповичи. — А BurdaStyle учит, как это сделать».
   Etsy — один из пионеров превращения обмена информацией в доходный бизнес. В начале 2007-го компания отвела в своей штаб-квартире, на складе в пропыленной деловой части Бруклина, помещение для членов сообщества Etsy Labs. Примерно трижды в неделю продавцы и умельцы с Etsy проводят вечерние занятия, обучая остальных творить своими руками: показывают, как шить плюшевые игрушки, делать музыкальные инструменты и переплетать книги. Etsy учредили три приятеля чуть старше 20 лет, вместе учившиеся в Нью-Йоркском университете. На ее сайте зарегистрировано 50 тыс. продавцов и 600 тыс. пользователей.
   Новый тренд особенно популярен среди тех, кому еще нет тридцати: виртуальность для них дом родной. Чтобы перейти к обмену знаниями в реальности, им остался лишь шаг. В прошлом году 45 тыс. человек собрались на ярмарочной площади в Сен-Матео (Калифорния), где журнал Make проводил второй ежегодный фестиваль Maker Faire. Туда съехались 300 «самоделкиных», там можно было посмотреть гонки на станках (скорость ленточных шлифовальных станков и колесных косилок доходит почти до 100 км/ч) и на механического жирафа в натуральную величину.
   Показательна история Эрика Вильгельма. Обучаясь на инженера-механика в Массачусетском технологическом институте, Эрик, которому тогда было 23 года, увлекся кайтингом. Нескольких тысяч долларов на снаряжение у него не было, и он стал делать доски сам, вывешивая их подробные описания на сайте. Читатели просили подробностей, давали советы. В результате два года назад Вильгельм запустил ресурс Instructables.com, на котором сегодня 7500 разнообразнейших ноу-хау обо всем на свете, от создания камеры обскура до изготовления деревянного стула. «У моего дедушки в подвале была куча банок из-под детского питания с шурупами и гвоздями. Люди долго не ценили умение всем этим пользоваться, зато теперь понимают, как это здорово, — рассказывает Вильгельм. — Они боятся разучиться делать вещи своими руками. Вот почему сегодня уметь вязать — это классно и стильно».