05.06.2004  Политика становится промышленной тогда, когда ее принципы осознанны и сформулированы на государственном уровне

   На "Всероссийской научно – практической конференции "Промышленное развитие России: ключевые проблемы и решения» с докладом "Теоретические основания промышленной политики России» выступил член-корреспондент РАН, заместитель директора Центрального Экономико-математического института РАН (ЦЭМИ РАН) Георгий Клейнер. По его словам, тема промышленной политики - это "хит не одного сезона". В последнее время, заметил он, много говорится об экономическом росте, в то же время на источники ожидаемого роста - науку, промышленность, предприятия - в органах госвласти обращают мало внимания.
   "Экономический рост представляется как "манна небесная", и напоминает "моление о золотом дожде роста", - считает замдиректора ЦЭМИ РАН. - Однако рост это идет на нашей экономической почве, прежде всего на промышленных предприятиях".
   Вопрос политики – это вопрос жизни и смерти и экономического роста и всей экономики России, подчеркнул член-корреспондент РАН. По его словам, формат удвоения (ВВП) предполагает, по крайней мере, единичный формат политики этого удвоения, которого не видно. Г.Клейнер также отметил, что разрыв между "макроуровневыми надеждами и микроуровневыми результатами становиться зияющим и расширяется все больше".
   В своем докладе замдиректора ЦЭМИ РАН подробно представил теоретические аспекты промышленной политики, на какой базе она могла бы развиваться, формироваться и исполняться. Например, он обратил внимание, что под промышленной политикой следовало бы понимать систему "осознанных и сформулированных" принципов, оценок и приоритетов, и на них же основанных стратегических государственных решений, определяющих функционирование и развитие промышленности в стране".
   По мнению Г.Клейнера, политика становиться промышленной тогда, когда ее принципы осознанны и сформулированы на государственном уровне. В противном случае, сказал он, это набор решений, который является разрозненным, и в реальности приводит не к улучшению, а к ухудшению положения в промышленности.
   Г.Клейнер назвал ошибочным поиск приоритетов внутри структуры промышленности, а не видение всей ее роли и принципов существования в обществе. Промышленная политика, по его мнению, также должна найти стыковку с другими видами политики: социальной, научно-технической, финансовой. А также быть "миссией и стратегией в одном лице", сформированной, сформулированной и известной всем.
   Г.Клейнер также заметил, что промышленность как любая экономика состоит из трех составляющих: производства, потребления и постпроизводства. О том, насколько равномерно они распределены, практически ничего не известно.
   В своем докладе замдиректора ЦЭМИ РАН также затронул теоретические аспекты инновационного измерения промышленной политики, соотношения между старыми и новыми технологиями. "Количество инновационных предприятий у нас в 7 раз меньше, чем в США, - сказал он. - А экономисты этой страны сейчас ищут пути развития своей экономики в этой сфере". В качестве примера Г.Клейнер привел недавнее выступление в Санкт-Петербурге американского экономиста Дэвида Тиса, который посвятил всю свою речь тому, как удачно, или неудачно сочетаются инновационные инициативы и инновационные фильтры на предприятиях с бизнес-моделями. В своем исследовании он открыл целые новые зоны, которые получили название "открытая инновация". "Этой тематикой, в хорошем смысле слова "больны" исследователи в мире, - сказал он. - У нас этого практически нет".
   Г.Клейнер также выразил свою точку зрения на то, как должна выстраиваться промышленная политика в стране. Он предложил рассматривать действия государства не только в привычных аспектах взаимодействия государства и рынка, когда государство в случае провала рынка должно его поддерживать и наоборот. А перейти к рассмотрению сбалансированного, совместного взаимодействия трех основных компонентов жизни каждой страны: государства, общества, экономики. В зависимости от того, как взаимодействуют эти "три равносильных и сильных игрока", устанавливается уровень жизни и разница между той или иной страной, сказал он, а у нас "остается доминирование бизнеса в условиях слабости государственной и общественной деятельности, что порождает дезорганизацию".
   "Экономика физических лиц, где каждый бизнесмен сам за себя, и, в конечном счете, каждый человек сам за себя, дает в результате неорганизованное общество, - заметил Г.Клейнер. Девиз рынка – "здесь и сейчас". Девиз общества – в представлении интересов людей, которые живут в стране".
   "Если не понять, в чем отличительная компетенция государства в триумвирате (государство – общество – экономика), то невозможно построить ту самую промышленную политику, о которой ведется речь", - подчеркнул в заключение член-корреспондент РАН.