13.09.2011  Иркутск: на БЭФ обсудили, чего не хватает бизнес-инкубаторам и технопаркам

   13 сентября в Иркутске в рамках VII Байкальского международного экономического форума состоялся «круглый стол» на тему «Инструменты реализации научно-технического и инновационного потенциала Сибири и Дальнего Востока: законодательная поддержка». Об этом сообщила пресс-служба Совета Федерации.
   Модераторами «круглого стола» были первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке Виктор Косоуров и заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Нечаев.
   В. Косоуров отметил, что важным направлением государственной политики Российской Федерации на ближайшую и долгосрочную перспективу является модернизация российской экономики и ее перевод на инновационный путь развития. Прорывным направлением сегодня выступают инновационные отрасли, высокотехнологичное производство. Перед государством встает стратегическая задача согласования и сближения тенденций развития экономики.
   Как подчеркивалось в ходе обсуждения, в настоящее время возрастающими темпами идет формирование региональных приоритетов инновационного развития. Многие субъекты Российской Федерации видят в поддержке науки и стимулировании инновационной деятельности на своей территории источник стабильности будущего развития, основу вывода на внутренний и международный рынок новой конкурентоспособной продукции.
   Наиболее привлекательной формой для региональной экономики является образование кластеров, подчеркивали докладчики. В настоящее время во многих регионах России, в том числе – в регионах Сибири и Дальнего Востока, формируются мощные инновационные кластеры с широкими возможностями – от проведения научно-исследовательских работ до выпуска и продвижения на рынок высокотехнологичной конкурентной продукции.
   Важным инструментом создания инновационной инфраструктуры, направленным на поддержку развития научно-технического потенциала регионов, являются особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ). Тем не менее, как показала дискуссия, начало практической реализации проектов в ОЭЗ ТВТ выявило множество дополнительных проблем.
   Например, при расчете затрат на создание особых экономических зон и выборе соответствующих площадок не учитывались все расходы на обеспечение внешней инфраструктуры. В этой связи, считают участники «круглого стола», необходимо в приоритетном порядке финансировать создание такой инфраструктуры, в том числе посредством федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных проектов.
   На сегодняшний день внесены изменения в действующее законодательство, дающие возможность упрощенного использования прилегающих к зонам территорий для жилищного строительства в интересах резидентов. Тем не менее, соответствующие финансовые механизмы все еще находятся в стадии разработки, указывалось в выступлениях.
   Успешное функционирование особых экономических зон и выполнение возложенных на них задач теснейшим образом связано с инновационной активностью предприятий и организаций регионов. Создание таких зон ускорит интеграцию Сибири и Дальнего Востока в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах России и иностранных участников зон.
   Примером успешно функционирующей ОЭЗ ТВТ может служить созданная в 2005 году Томская особая экономическая зона, основными направлениями деятельности которой являются технологии производства новых материалов, нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, приборостроение и электроника. На сегодняшний день в ОЭЗ ТВТ «Томск» зарегистрировано более 50 компаний-резидентов.
   В настоящее время в регионах Сибири и Дальнего Востока на базе крупных вузовских комплексов и государственных научных организаций создаются центры трансфера технологий, технопарки и другие инновационные структуры, за счет которых обеспечивается территориальная концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.
   Технопарки, как инструмент регионального инновационного развития, дополняют технико-внедренческие зоны и занимают отдельную нишу в части поддержки инновационного бизнеса. Они призваны содействовать развитию малого и среднего предпринимательства и обеспечивать конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей, включая отрасль информационно-коммуникационных технологий.
   Участники дискуссии считают, что в целях ускорения процесса создания региональных технопарков, созданных за счет бюджета субъектов Российской Федерации, необходимо разработать типовые схемы их формирования и управления, а также инструменты их финансовой поддержки, в том числе, проработать вопрос о распространении на резидентов технопарков льгот, предусмотренных для резидентов особых экономических зон.
   Отдельное внимание было уделено наукоградам. Несмотря на то, что наукограды Российской Федерации являются наиболее крупной территориальной формой организации инновационной деятельности и развития новой экономики, их научно-инновационный и социальный потенциал в настоящее время используется недостаточно, считают участники дискуссии.
   Одними из элементов инновационной структуры являются бизнес-инкубаторы, которые, как с сожалением отмечалось участниками заседания, сегодня представляют собой, в основном, площадки безопасности, ограждающие находящиеся на них предприятия от агрессивной внешней среды. Срок пребывания в инкубаторе не ограничен, поэтому предприятия пытаются задержаться на этих площадках как можно дольше: при международном стандарте 2 – 3 года у нас, в России, они проводят здесь в среднем около 10 лет.
   Представляется необходимым определение форм и регламента государственной поддержки процессов инкубационного развития предприятий.
   Для эффективной реализации научно-технического и инновационного потенциала регионов Сибири и Дальнего Востока необходимо совершенствовать механизмы стимулирования их инновационного развития, а наиболее инновационно активных поддерживать дополнительными средствами федерального бюджета, в том числе с помощью федеральных целевых программ.
   С целью стимулирования обмена опытом в сфере создания благоприятной правовой, экономической, социальной и творческой среды для развития инноваций и продвижения совместных научно-технических и инновационных проектов в мае 2010 года был подписан меморандум о создании «Ассоциации инновационных регионов России». На сегодняшний день в указанную Ассоциацию входят 8 субъектов Российской Федерации, в том числе Красноярский край, Томская, Новосибирская и Иркутская области. С целью координации работы по взаимодействию с региональными институтами инновационного развития Ассоциацией инновационных регионов России подписаны соглашения с ОАО «Роснано» и фондом «Сколково».
   В ближайшей перспективе работа особых экономических зон, технопарков, наукоградов должна служить распространению новой передовой культуры производства, эффективных моделей интеграции образования, науки, реального сектора экономики и бизнеса, формировать спрос на высококвалифицированные кадры и создавать новые рабочие места в наукоемких отраслях экономики.
   Кроме того, данные элементы инновационной инфраструктуры должны стать площадкой для апробации новых форм и механизмов частно-государственного партнерства, привлечения потенциальных инвесторов, способствовать улучшению делового климата не только в масштабах регионов, но и в масштабах всей страны, подчеркивали участники дискуссии.
   Как следует из состоявшегося разговора, все базовые элементы инновационной инфраструктуры созданы. Однако многие из них работают пока еще недостаточно эффективно, некоторые не вышли на проектную мощность и их влияние на экономическое развитие регионов России незначительно. Для того чтобы созданная инфраструктура и инструменты инновационной поддержки могли в полной мере реализовать научно-технический и инновационный потенциал регионов России, необходимо обеспечить дальнейшую поддержку и развитие созданных структур, создавать дополнительные экономические стимулы для их развития, устранять излишние административные барьеры.
   Достижение этих целей возможно лишь при условии совершенствования законодательства в указанных сферах, а также финансовой поддержки наиболее инновационно активных территорий, пришли к выводу участники «круглого стола».
   По итогам состоявшегося обсуждения приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти регионов России.