23.01.2008  Инновационный прорыв в России обеспечат не бакалавры, а специалисты

   Плюсы и минусы введения двухуровневой системы высшего профессионального образования, проблемы развития современных инновационных технологий в системе образования и роль самой системы в развитии инноваций в России, трудоустройство выпускников высших учебных заведений в условиях рыночной экономики России – эти актуальные вопросы обсуждались на прошедшем 22 января в пресс-центре «АиФ» круглом столе на тему «Высшее образование в России. Проблемы и перспективы реформы высшей школы». В дискуссии приняли участия руководители ведущих российских государственных и негосударственных вузов.
   Как отметила проректор по контролю качества образовательного процесса Московской финансово-юридической академии Наталья Епишкина, на сегодняшний день высшее образование в России не только востребовано, но и доступно. Об этом говорят такие данные: если в СССР число выпускников вузов составляло порядка 2, 5 млн человек, то сегодня в России оно выросло до 4,5 млн. Однако, по словам Н. Епишкиной, подобный рост числа специалистов с высшим образованием ставит другой вопрос – качества образования. Полученных знаний недостаточно, чтобы включиться в работу, и зачастую работодателям приходится «доучивать» молодые кадры непосредственно на рабочем месте. Именно по этой причине проблема послевузовского образования на сегодняшний день наиболее актуальна в России.
   Впрочем, по единодушному мнению участников дискуссии, в ближайшие годы из-за дефицита кадров, вызванного демографическим спадом, всем выпускникам вузов гарантировано трудоустройство. Но вопрос, будет ли это трудоустройство по специальности, а также с каким окладом и на какую должность будут приняты все выпускники, руководители вузов предпочли оставить без ответа.
   Касаясь перехода России с 2008 года на двухуровневую систему высшего образования, ректоры единодушно отметили, что новая система будет более гибкой и удобной как для работодателя, так и для выпускника. Система подразумевает две ступени: первая – бакалавриат и вторая - магистратура или специалитет. Предполагается, что студент после получения степени бакалавра по итогам четырехлетнего обучения будет востребован на рядовых должностях. Далее у молодого специалиста есть выбор – либо продолжать образование, поступая в магистратуру, чтобы впоследствии готовиться к научно-исследовательской деятельности, либо приобретать навыки уже на практике. Такой подход абсолютно оправдан для выпускников экономических вузов, где бакалавриат становится своеобразной фабрикой по выпуску менеджеров среднего звена. Единственный минус новой системы, по мнению участников дискуссии, состоит в том, что пока работодатель не слишком осведомлен о новых подходах к высшему образованию, воспринимая баклавра как специалиста с неоконченным высшим образованием. Но безусловный плюс в том, что на практике работодателю, как правило, все равно приходится «доучивать» специалиста, и лучше доучивать бакалавра, чем магистра.
   Однако, по мнению ректора Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Игоря Федорова, для инженерных вузов переход на новую систему будет более спорным и сложным. По его словам, среди российских работодателей бакалавры инженерных специальностей пока не востребованы. «Возможно, бакалавры и будут когда-нибудь востребованы, но наши заказчики–работодатели к этому еще не привыкли. Кроме того, сами бакалаврские программы пока еще очень сырые», - отметил ректор МГТУ им. Баумана. Кроме того, по его мнению, при подготовке специалистов–разработчиков новой оборонной и космической техники нет и не может быть деления на программы обучения, так как полноценного специалиста можно подготовить только за 6 лет.
   Ректор МГТУ им. Баумана сообщил, что на стадии разработки закона о двухуровневом образовании он выступал за сохранение степени специалиста наряду с новой степенью магистра. По его словам, необходимо четкое разделение на магистра, если человек разрабатывает теоретические основы специальности, и на специалиста, если речь идет о разработчиках и проектировщиках.
   «Самым большим спросом у работодателей сегодня пользуются выпускники инженерных вузов, получившие степень специалиста. Все-таки основная продукция ведущих инженерных вузов - это специалисты, на втором месте - магистры, ну а бакалавры - постольку-поскольку», - отметил И. Федоров.
   Касаясь вопроса качества образования, ректор Российского нового университета Владимир Зернов напомнил, что в 20 веке образование было локомотивом развития экономики. Однако в российской действительности этот принцип пока не работает на 100%.
   «Вклад образования в ВВП страны пока незначителен, и без подготовки инновационных менеджеров – самого узкого звена в системе подготовки кадров в России - эту задачу не решить. Вузы должны превратиться в инновационные кластеры или стать «точками роста» для развития экономики. В противном случае мы окажемся на задворках мировой системы образования, вне зависимости от того, кого мы будем выпускать: бакалавров, магистров или специалистов», - заключил В. Зернов.
   Ректор МГТУ им. Баумана И. Федоров поддержал коллегу. По его мнению, из-за несовершенства законодательства об интеллектуальной собственности вузы оказались оторванными от инновационного процесса. По его словам, огромный банк инновационных разработок не используется, не создаются малые внедренческие фирмы. «При этом автор-инноватор не идет с патентом в вуз, а наоборот прячет его от вуза. Если патент становится собственностью вуза, он гибнет. Во всем мире иная практика: вуз всей мощью помогает автору внедрять изобретение, заключая соглашение о разделе продукции, вуз имеет право учреждать малое предприятие для внедрения. Если не менять существенно действующее законодательство, у нас не будет внедрения научных разработок», - заключил И. Федоров.
   ИА "Альянс Медиа"