13 марта редакция "Школьного портала" провела круглый стол
"Агрессия в Интернете и экология детства". Известные ученые и деятели культуры обсудили проблемы агрессии и ненависти в Интернете и опасности, которым подвергается ребенок в Сети.
Модератором круглого стола выступил известный художник и психиатр Андрей Бильжо. В работе круглого стола приняли участие:
- заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор психологических наук Александр Асмолов,
- директор Центра социологии образования РАО, академик РАО, доктор психологических наук Владимир Собкин,
- художественный руководитель детского киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский,
- заместитель директора ФГУ "Центр социальных инноваций", соавтор исследования по опознаванию радикальных текстов в сети Интернет Эвелина Алиева,
- ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев,
- преподаватель русского языка и литературы, автор учебника "Русский язык для старшеклассников и абитуриентов" Людмила Великова,
- куратор проекта "Школьный портал" Михаил Сидоров.
По итогам дискуссии эксперты единодушно пришли к выводу, что единственный адекватный ответ на агрессию в Интернете сегодня – это создание конкурентоспособных интернет-ресурсов образовательного характера. В то же время эксперты отметили, что по мере возможности необходимо удалять те сайты, которые вызывают у детей агрессию и ненависть.
А.Г. Асмолов подчеркнул, что в основе создания детского телевидения, специальных сайтов, в том числе "Школьного портала", должны находиться не запретительные меры, а желание дать детям то, что им интересно. При этом он обратил внимание участников круглого стола на то, что "на детских и образовательных сайтах надо не менторствовать, а проводить мудрую политику сотрудничества, где взрослые и дети выступают вместе". Причем образовательные сайты должны вступить в конкуренцию с сайтами, содержащими негативный, агрессивный контент. Поэтому очень важно, чтобы люди, которые делают эти сайты, учитывали мотивы и ожидания детей.
У.У. Парфентьев обратил внимание участников круглого стола на то, что сейчас активно растет детская интернет-аудитория, что связано, в частности, с подключением школьных компьютеров к Интернету в рамках приоритетного национального проекта "Образование". При этом ребенок очень часто не готов адекватно оценивать ту информацию, которая идет из Интернета, у него выше порог внушаемости, он верит тому, что считывает с экрана монитора, гораздо больше, чем взрослый. По мнению У.У. Парфентьева, ребенок сталкивается в Интернете в первую очередь с контентной угрозой, с информацией, которая внедряет в его сознание антиобщественный образ жизни.
По словам Э.Ф. Алиевой, "альтернатива агрессии в Интернете – создание качественных, конкурентных альтернативных ресурсов, которые бы заглушили вражду. Убрать негативную информацию невозможно, а перебить – можно: сделать интересные порталы и сайты, такие как уже существующий "Школьный портал".
Говоря о проблеме наличия агрессивных текстов в Интернете, Б.Ю. Грачевский отметил, что "самое трудное – научить ребенка не интересоваться такими вещами или заинтересовать его чем-то другим, потому что всегда интерес вызывает то, что запрещено, и неважно, что это: книги, сайты или что-то иное".
В свою очередь, У.У. Парфентьев отметил необходимость консолидации общества и государства в борьбе с агрессией в Интернете. "Основным способом эффективной борьбы с агрессивным контентом является партнерство государства и общества", – сказал он. При этом общество, со своей стороны, должно привлекать внимание к проблеме, создавать механизмы саморегуляции в Интернете и составлять образовательные программы. А государству нужны "ярко выраженная воля" и применение санкций к тем, кто "злостно насаждает агрессию", добавил эксперт.
"Детей необходимо понимать, слышать, любить, но и защищать", – сказал в заключительном слове А.Г. Бильжо.
По словам М.В. Сидорова, "этот круглый стол стал первым в цикле встреч, организованных "Школьным порталом", на которых планируется публичное обсуждение проблем использования детьми и подростками возможностей сети Интернет".